Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Блог

Мишель де Монтень

(в конце статьи указаны источники некоторых материалов)

Если только мне это удастся, я постараюсь,
чтобы смерть моя не сказала ничего такого, чего ранее не сказала моя жизнь.

Мишель де Монтень


Портрет Мишеля Экема де Монтеня (Фото: Stefano Bianchetti)

Мишель де Монтень – французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты». Монтень родился 23 февраля 1533 года в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его полное имя – Мишель Экем де Монтень. Отец, Пьер Эйкем, участвовал в Итальянской войне, за что ему присудили аристократический титул «де Монтень». Мать – Антуанетта де Лопез, была из довольно зажиточной семьи. В раннем детстве Мишель воспитывался по либерально-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Монтень получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом. Позднее он принял участие в гугенотской войне, являясь посредником между двумя королями: Генрихом III и Генрихом Наваррским.

В 1565 году Мишель де Монтень женится и получает солидное приданое от родителей невесты. После смерти своего отца, в 1568 году, он наследует родовое имение, в котором и проживает до 1571 года.

Судьба поставляет нам только сырой материал,
и нам самим предоставляется придать ему форму.

Мишель де Монтень

Творческая карьера Монтеня начинается в 1572 году, когда он начинает писать свои первые книги под названием «Опыты». Они будут опубликованы в 1580 году. В эти две книги Мишель де Монтень включил и отрывки из работ своего близкого друга и философа – Этьена де ла Боэси. После публикации своих книг он решает попутешествовать по миру: Австрия, Швейцария, Италия, Германия. Как истинный писатель, он ведёт дневник, где и записывает все свои впечатления. Эти заметки будут опубликованы лишь в 1771 году. Существует также предположение, что писатель был дважды избран мэром города Бордо, как когда-то и его отец. Монтень сам пишет об этом в своих заметках.

Умер писатель в сентябре 1592 года. Ещё до своей смерти Монтень написал третью книгу «Опыты». Вся серия книг будет ещё не скоро переведена на русский язык. Этот перевод появится лишь в 1954 году. Книги не раз будут переиздавать.

Мы берём на хранение чужие мысли и знания, только и всего.
Нужно, однако, сделать их собственными.

Мишель де Монтень

Монтень – родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее. Само слово «эссе» (с фр. essais – «опыты, попытки») в его современном значении обязано своим происхождением Монтеню. Серия книг «Опыты» была личной прихотью писателя, по этой причине как таковой структуры и стиля изложения материала в ней нет: среди размышлений можно встретить множество цитат, которые даже по смыслу не совсем здесь к месту. Длина глав также различна, можно встретить как очень короткие главы, так и очень длинные. Самая длинная глава из этой серии книг называется ««Апология испанского богослова Раймунда Сабундского», которая может существовать сама по себе вне книг.

«Опыты» – это прежде всего размышления Монтеня на самые различные тематики, его наблюдения за самим собой. Он рассматривал себя как одного из представителей человеческого рода. Проводил наблюдения и тщательно себя исследовал, в особенности душевные переживания. Писатель считал, что каждый человек – своего рода представитель всей расы. Его позиция в философии – это скептицизм, но не в его обычном понимании. В нём сочетаются житейский скептицизм и философский. Если говорить точнее, то житейский скептицизм, прежде всего, выражается в недовольстве, разочаровании в людях – горький житейский опыт – как можно было бы выразиться.

Скептицизм философский в корне отличается от первого. В основе этого убеждения лежит уверенность философа в том, что человеческое познание недостоверно.

Как бы трагично ни звучали эти два скептицизма, всё же Монтеню был присущ также и некий баланс между двумя этими крайностями. Писатель принимал эгоизм и недоверие людей. Для него это было естественным проявлением личности отдельно взятого индивидуума. Он никогда не принимал это близко к сердцу, понимая насколько сильно они могут влиять на душевное спокойствие человека.

Знания – обоюдоострое оружие,
которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука,
которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.

Мишель де Монтень

Мишель Монтень был довольно спокойным и уравновешенным человеком, что ясно выражается через его произведения. Писатель часто придерживает свою гордость, полагая, что человек, выставляющий её напоказ, совсем не познал этот мир. Монтень всегда считал, что человек не может понять всей истины, ему это просто не дано. Возможно, лишь по крохотным крупицам собирать знания о себе и об этой жизни. Он считал, что лишь познав истину, он сможет открыться всему миру.

Признавал он так же и две такие величины, как абсолютная истина и относительная, тщательно их, исследуя и пытаясь провести между ними чёткую грань.

Плакать о том, что мы не будем жить сто лет спустя,
так же глупо, как плакать, что мы не жили сто лет назад.

Мишель де Монтень

Отличительной чертой автора, как бы глупо это ни звучало, стало его стремление к счастью. Монтень всегда хотел быть счастливым, каждое прожитое мгновение. Именно поэтому он очень часто зачитывался работами Плутарха, Сенеки и Эпикура. Благодаря стоикам, он обрёл тот баланс и душевную гармонию, что в свою очередь повлияло на него не только как на человека, но и как на писателя и философа.

Биография Мишеля де Монтеня очень интересна. Он никогда не стремился быть похожим на те нравственные идеалы, что имели место в то время. Он считал, что лишь понимание себя и своей сути может помочь в его становлении как личности. Хотя он в полной мере и не стремился к тем нравственным идеалам, что приписывало как общество, так и церковь, но он всё же принимал некоторые её постулаты. Для него были крайне важны две истины – нравственная добродетель и нравственный долг. На первый взгляд, можно предположить, что эти истины и составляют всю идею нравственного человека, но Монтень считал иначе, определяя их лишь как часть чего-то целого.

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага,
и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её.

Мишель де Монтень

Философ крайне отрицательно отзывался о тех, кто насильно изменяет свою природу. Они ломают свои природные инстинкты, те, что были заложены самой природой, и подчиняются правилам общества, которые иногда звучат довольно абсурдно. Монтень всегда говорил, что прежде всего живёт ради себя, изо дня в день, наслаждаясь жизнью.

Но не забывал он и об ответственности, которая на него возлагалась. Человек для познания истины должен воспитать в себе очень сильный дух. В этом случае счастье будет казаться вечным, а горести покажутся не такими трагическим, как это выглядело на первый взгляд. Такая теория, способствовала не только изменениям в характере писателя, но изменились также его убеждения. Как постоянно течёт время, так и человек должен неуклонно меняться, не забывая, что прежде всего ему необходимо выполнить долг перед самим собой, и лишь потом озаботиться обо всём человечестве.

Монтень отличался от многих писателей именно тем, что сочетал в себе и в своей философии множество самых разных истин, очень много в его философии было крайностей. Но благодаря своему особому пониманию, он смог достичь гармонии духа и тела. Если более детально рассмотреть и изучить его жизненную философию, то можно придти к выводу что долг для него – это борьба с теми невзгодами, что могут настичь человека на его жизненном пути.

Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу,
добродетель не может существовать без противодействия.

Мишель де Монтень

Прежде всего, он разделил все несчастья по видам: субъективные, объективные и неизбежные. Как можно догадаться по названиям, неизбежные – это, например, слепота, глухота, физическое уродство и множество других. К объективным Монтень решил отнести смерть близких людей, которая порой приводит к очень плачевным результатам. Необъективные – это проявление гордости, жажда славы и самолюбие...

Со всеми этими несчастьями необходимо не только бороться. Например, если у человека несчастье неизбежное, то здесь остаётся лишь смирение, необходимо приспособиться к миру с тем недугом, что охватил человека.

Если рассматривать второй вид несчастья, то здесь всё зависит от самого человека, так как лишь он сам способен ослабить это несчастье. Со временем эта боль притупляется и даёт возможность человеку обрести что-то новое на своём пути. То, как долго ему придётся прожить с этой болью, может решать только сам человек. Монтень считал, что человек должен сам отвечать не только за свои поступки, но и за свои душевные переживания.

Особое отношение философа прослеживается и к чувству справедливости, которое ему было совсем не чуждо. Писатель считал, что каждый человек должен получить то, что он заслужил. Только так можно проявить чувство справедливости не только по отношению к себе, но и по отношению к обществу. Каждому должно воздасться по заслугам. К примеру, если рассматривать справедливость по отношению мужа к жене и детям, то можно утверждать, что если муж не любит, то хотя бы должен её (жену) уважать, как женщину и мать его детей. Если говорить о детях, то он должен заботиться о них, об их пропитании, так как именно они являются продолжателями его рода.

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
Мишель де Монтень

Своеобразное отношение у Монтеня и к долгу по отношению к государству и правительству его страны. Он считал, что не стоит просто мириться с тем, что диктует правительство, но и свергать его тоже не стоит. Следует сперва подумать о том, каким будет новое правительство, возможно, оно просто развалит страну, в отличие от существующего.

У философа отсутствуют нравственные идеалы как таковые. Он не очень положительно относится ко всем новшествам. Если говорить о политике, то здесь Монтень полагал, что если человек желает изменить что-то в правительстве, то, скорее всего, его действия вызовут не только положительные действия, но и отрицательные. Во всём есть как плюсы, так и минусы, даже если человек действует из самых благих побуждений.

Массе свойственны глупость и легкомыслие, из-за которых она позволяет вести себя куда угодно, заворожённая сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей.
Мишель де Монтень

Писатель был очень консервативен, несмотря на свою философию. Он очень терпим и не высказывается о людях отрицательно, лишь в некоторых вопросах он стоит на своём.

В отличие от политики, по отношению к педагогике, Монтеня можно назвать ярым новатором. Он всегда считал, что человек должен развиваться, получать всестороннее развитие, благодаря чему и он и находит свой путь, тот, что был предначертан именно ему. Это стало его жизненной позицией, так же как и то, что он должен, прежде всего, уважать самого себя. Мишель де Монтень отличался большой оригинальностью – как в написании своих произведений, так и в своём собственном жизненном пути.

Учёность, как таковая, сама по себе есть нечто безличное. Для благородной души она может быть добавлением очень полезным, для какой-нибудь иной – вредоносным и пагубным. Вернее было бы сказать, что она вещь драгоценная для того, кто умеет ею пользоваться.
Мишель де Монтень

Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI–XVII вв., а его «Опыты» – одной из самых читаемых книг. Связано это было с тем, что произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI–XVII столетиях. Всё более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях «личного Я» в условиях новой исторической эпохи. И не зря многие мыслители последующих времён столь часто обращались к мудрости «Опытов» французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня «Опыты» стоят в ряду книг, в которых современный человек открывает для себя прелести повседневности.


Портрет Мишеля де Монтеня кисти неизвестного художника, примерно 1590 г.

Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь – это не зло.
Мишель де Монтень

 

Источники:

http://biblioman.org/authors/monten/
http://www.epwr.ru/quotauthor/364/
https://www.portal-slovo.ru/history/35552.php

 

 

Поделитесь статьей с друзьями:

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version