Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Блог

Крылья Чести: Манфред фон Рихтгофен

(в конце статьи указаны источники некоторых материалов)

От людей высокой духовной Варны исходит особая эманация Чистоты и Благородства – это их естественное состояние. Именно таким и был Барон фон Рихтгофен – безупречный офицер, которого уважали и считали Примером даже враги.
© А. Р. Басов, «Книга Воина»

Стоило немецким пехотинцам увидеть его красный самолёт над своими позициями, их моральный дух возрождался. Для врагов этот красный самолёт был вестником скорой смерти. Ведь все знали, что лётчик-ас, лётчик-легенда, Манфред фон Рихтгофен – бог. Бог, красящий крылья своего самолёта в цвет крови...

Манфред фон Рихтгофен (нем. Manfred Albrecht Freiherr von Richthofen) родился 2 мая 1892 года в городе Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье прусского аристократа, а это значило, что карьера военного была ему предопределена. По окончании военного училища в Вальдштадте он поступил в военную академию и стал отличным стрелком и наездником. В 1912 году в чине лейтенанта он начал службу в конном полку. В августе 1914 года мирный ритм армейской службы был прерван войной. Манфреда назначили командиром подразделения, участвовавшего в наступлении на Россию. Вскоре его роту перебросили на западный фронт. Однако война во Франции была не для кавалерии: человек на лошади среди траншей и колючей проволоки был бы просто беспомощной мишенью для вражеских пулемётов. Как и союзники, Германия держала кавалерию в арьергарде, тщетно ожидая прорыва. Рихтгофену приходилось исполнять обязанности интенданта. Возня с бумажками, нудные хозяйственные дела превратили мечты о боевых подвигах в нечто несбыточное. У молодого офицера было достаточно много времени, чтобы наблюдать, как над головой зарождалась новая форма военных действий. Это давало возможность избавиться от скуки и окопной грязи. Рихтгофен начал учиться профессии наблюдателя и вскоре был переправлен на восточный фронт, где регулярно участвовал в разведывательных полётах. Наступило время моторов, и бывший кавалерист пересел с коня на самолёт. Он понял, что полёты – это его стихия. Манфред писал матери: "Я ежедневно летаю над войсками врагов и докладываю об их передвижении. Три дня назад доложил об отступлении русских. Ты не представляешь, как я был счастлив".

Если мужчина может сказать себе:
"Сегодня я испытал приключение, этот день остался за мной!" – он живёт правильно. Он чувствует себя счастливым. Мужчине, как океану, чтобы жить, нужны простор и свежий ветер.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»

В августе 1915 года Рихтгофен был перенаправлен на западный фронт в сверхсекретное соединение под кодовым названием «Бригада голубей», предназначенное для бомбардировочных операций. Закончив к Рождеству того же года тренировочный курс и получив долгожданные крылышки, новоиспечённый пилот смог наконец полностью удовлетворить свои амбиции. Готовясь к боевым вылетам, Рихтгофен привинтил к верхнему крылу своего самолёта-разведчика пулемёт.

Теперь воздушные бои выглядели иначе, чем в начале, когда пилоты использовали карабины и револьверы. Скачок был совершён в феврале 1915 года, когда француз Ролан Гаросс установил стационарный пулемёт, стрелявший сквозь вращающийся пропеллер. Немецкий авиаконструктор Фоккер, изучив захваченный французский самолёт, придумал прерыватель, благодаря которому пулемёт выпускал пули лишь в тот момент, когда на их пути не было винта. Прерыватель Фоккера был поставлен на моноплан «Айндеккер», который и стал первым настоящим истребителем. Пулемёт на «Айндеккерах» стал адским бичом для практически беззащитных самолётов-разведчиков союзных сил. За десять месяцев террора, начавшегося в августе 1915 года, «Айндеккеры» практически расчистили небо от машин противника. В январе 1916 года штаб британских королевских ВВС отдал приказ сопровождать каждый самолёт-разведчик тремя истребителями в сомкнутом строю.

1 сентября 1916 года Рихтгофен переводится на Западный фронт. Он начинает свою карьеру в эскадрилье Jagdstaffel 2 на биплане Albatros D.II. И хотя для всех Рихтгофен остался в памяти со своим трипланом Fokker Dr.I, подавляющее большинство своих полётов он совершил на бипланах  Albatros D.II и  Albatros D.III.

Поистине судьбоносной для него стала встреча с прославленным лётчиком Освальдом Бёльке. В 1916 году тот получил под своё командование истребительную эскадрилью и право самостоятельно выбрать пилота. Бёльке остановил свой выбор на Манфреде. Знания, которые ему передавал Бёльке, будущий «Красный Барон» называл «святой истиной». 17 сентября 1916 года последовала первая победа Рихтгофена. 28 октября он сопровождал Бёльке в его последнем бою – вместе с четырьмя пилотами они атаковали два английских истребителя.

4 января 1917 года Рихтгофен доводит свой счёт до 16 воздушных побед, что делает его лучшим немецким асом из ныне живущих. 12 января он удостаивается ордена «Pour le Merite». Ему поручают командование эскадрильей Jasta 11. Рихтгофен решает окрасить некоторые части своей машины в красный цвет, отчасти для того, чтобы свои наземные войска легко опознавали его в воздухе и не стреляли по нему. Также полагают, что он выбрал красный цвет из-за того, что он был цветом его подразделения уланской кавалерии. Поступок Рихтгофена породил целый ряд традиций: каждый аэроплан его эскадрильи тоже был покрашен в красный цвет (но в раскраске обязательно присутствовали и другие цвета – только командир эскадрильи, «Красный Барон» фон Рихтгофен летал на красной машине без других добавочных цветов), а позже английские лётчики стали красить нос своих машин в красный цвет, выражая тем самым своё намерение подбить «Красного Барона».

Словно рыцарь Средневековья, ищущий единоличного подвига, благородный Барон выходил биться с ордами истребителей союзников на своём вызывающем кроваво-красном «Фоккере», и именно на попытке его убить были сосредоточены усилия их лучших пилотов: яркая окраска самолёта сводила на нет все преимущества, так как его видели издалека, и все понимали, что на очередной неравный бой летит Рыцарь Неба...
Огонь и с земли, и с воздуха был сосредоточен на истребителе неустрашимого Барона...
© А. Р. Басов, «Книга Воина»

Англичане также создали специальную эскадрилью для того, чтобы сбить «Красного Барона» – так называемая «антирихтгофенская эскадрилья», или «антирихтгофенский клуб». Но данная затея не увенчалась успехом.

В апреле 1917 года Рихтгофен превзошёл самого Бёльке, своего учителя, сбив 40 самолётов. Он стал орудием немецкой пропаганды. У союзников тоже были свои герои – имена таких асов, как англичанин Болл и француз Гинемер стали легендой. Эти яркие личности, «рыцари неба», как их называли, прославились на весь мир. Из американских асов одним из лучших был Рауль Лафберри (16 побед), служивший раньше во французской эскадрилье Лафайетт. Но все эти герои погибли. Сначала Лафберри и Гинемер, а затем и Болл. Последний в жестокой схватке с «Летающим цирком» сбил брата Рихтгофена Лотара, но тот остался жив, а Болл в этом же бою погиб. Только Красный Барон казался непобедимым. Он превратил воздушный бой в точную науку. Кроме того Рихтгофен стал отличным воздушным акробатом. Он расстреливал жертву с очень близкого расстояния, открывая огонь лишь в тот момент, когда был уверен, что сможет нанести смертельный удар по машине или самому пилоту. Манфред фон Рихтгофен не относился к разряду шутников, но однажды он сказал: "Я предпочитаю видеть лицо своего клиента". В июле 1917 года произошло невероятное – в жесточайшей схватке сразу с шестью F.E.2 Красный Барон был тяжело ранен в голову. Чудом избежав смерти, почти ослепший, в полубессознательном состоянии, он всё-таки посадил свой «Альбатрос». Ранение в голову привело к тяжёлым последствиям – Рихтгофен страдал от головных болей и тошноты, изменился также и его характер. Считается, что до ранения ему не было свойственно упрямо следовать за одной целью, забывая о других. Позже это качество сыграло роковую роль в его гибели. Через три недели он сбежал из госпиталя и с перевязанной головой повёл своих пилотов в бой. После возвращения в строй Рихтгофену доверили командование 1-м истребительным полком (Jagdgeschwader I), состоявшим из эскадрилий Jasta 4, 6, 10 и 11.

Сражайся и лети вперёд до последней капли крови, до последней капли горючего и до последнего удара сердца.
Манфред фон Рихтгофен

К 1918 году для немцев он уже был национальным героем, а для союзников – самой большой проблемой в воздухе. Кайзер наградил Рихтгофена крестом за храбрость с персональной дарственной надписью и австрийским военным крестом от императора Франца-Иосифа. Его эскадрилья «Летающий цирк наводила на союзников ужас.

В Германии популярность Рихтгофена стремительно росла, его образ активно использовался в пропаганде. На имя Манфреда поступали сотни писем от немецких девушек. Известно, что бесстрашный в небе лётчик на земле был одержим суевериями – так, он запрещал фотографировать себя перед полётом и не отправлялся в небо, пока не попрощается с любимой девушкой.

Многие верили, что красным аэропланом на самом деле управляет женщина, некая немецкая Жанна д’Арк. Однажды эскадрилья Рихтгофена захватила в плен английского лётчика, который, конечно же, стал допытываться, кто же летает на красном аэроплане. Сам он был твердо убеждён, что им управляет девушка. Как описывает этот случай сам Манфред фон Рихтгофен: “Он был крайне удивлён, когда я уверил его, что эта гипотетическая девушка сейчас стоит прямо перед ним. Он не был настроен шутить. Он в действительности был убеждён, что только девушка может сидеть в машине такой экстравагантной раскраски”.

Конечно, неукротимый барон уделял внимание не только раскраске своих машин. Наибольшее значение он придавал техническим характеристикам истребителей: в первую очередь скороподъёмности и вертикальной манёвренности. "Главное в воздушном бою – вертикальная скорость". В этой формулировке Рихтгофена заключён смысл активной наступательной тактики. Захват высоты, атака с пикирования и снова уход на вертикаль. Так Рихтгофен одержал большинство своих блестящих побед. Только за апрель 1917 года он сбил над Аррасом 21 самолёт противника, а пилоты его эскадрильи – ещё 68. Недаром англичане впоследствии называли этот месяц «кровавым апрелем».

Дух дерзновения, атака – это самое главное на войне, в том числе и в воздухе.
Манфред фон Рихтгофен

Враги называли Рихтгофена не только «Красным Бароном», но и «Красным Дьяволом», и «Красным Рыцарем». Когда красный аэроплан появлялся над вражескими позициями, все уже знали, что, пока он остаётся здесь, небо будет принадлежать немцам. Ибо все свято верили, что Красный Барон непобедим. Боевой дух в войсках сразу же резко падал.

Превосходство в воздухе часто зависит от чуть большей скорости, чуть более крутого виража, чуть большей скорострельности пулемёта и, конечно, от умения пилота выжать всё из этих преимуществ. Было немало пилотов не хуже чем Манфред фон Рихтгофен, но он умел бороться до конца. 16 ноября 1917 года его наградили орденом «За личную храбрость». Тогда же он был назначен командиром Jasta 2. В отличие от британских ВВС, немцы собирали своих лучших пилотов в элитные подразделения. Под командованием Рихтгофена служил и его брат – Лотар, закончивший войну с 40 победами. Их разноцветные самолёты дали подразделению прозвище «Летающий цирк Рихтгофена». При дальнейшей реорганизации немецких ВВС в июне 1917 года, Красный Барон командовал уже четырьмя группами Jasta, собранными в боевое крыло Jagdgeschwader 1.

Жить только физически унизительно и нестерпимо для Господина, ибо Он ВСЕГДА живёт, чтобы воплощать свою Высшую Цель!
Господин есть воплощение Силы и Борьбы, именно поэтому он не вполне относится к физическому миру существ, Он – воплощение Мощи Духа!
© А. Р. Басов, «Книга Господина»

Слава Рихтгофена объяснялась и тем, что с сентября 1917 года и до дня своей гибели в апреле 1918 года, на красном «Фоккере» он продемонстрировал своё уникальное мастерство. Летая на этом триплане, Рихтгофен одержал 17 последних побед. Между тем сопротивление англичан в воздухе день ото дня усиливалось. Благодаря всё возрастающему числу самолётов нового поколения, баланс сил в воздушном пространстве покачнулся в сторону союзников. Среди их новых самолётов особенно выделялся СЕ5А, противостоявший трипланам Красного Барона, а также Sopwith Camel, чьё прозвище произошло от двугорбой формы кожуха, закрывавшего его спаренные пулемёты. К концу войны «Кэмелы» сбили более 1300 немецких самолётов. Но число побед самого Рихтгофена всё росло. Sopwith Pup, который он сбил летая на «Фоккере», был 61-й его победой. Английский пилот сбитого самолёта, взятый в плен Красным Бароном, был счастлив, что хоть уцелел. Но один человек не в силах изменить ход событий, к тому же в апреле 1917 года Соединённые Штаты объявили Германии войну. Пять месяцев спустя боевая эскадрилья ВВС США вступила в битву на стороне англичан и французов. Американцы летали на английских и французских самолётах, так как собственных боевых машин у США пока не было. Однако само участие американцев в военных действиях резко подняло моральный дух союзников. Время работало против Германии.

К этому моменту Рихтгофен стал чем-то вроде национальной иконы. Но Красный Барон стал уставать от своей популярности и с большим удовольствием проводил свободное время с любимой собакой Морицем, чем с людьми. Казалось, что не только окружающие, но и сам Манфред фон Рихтгофен уверовал в свою исключительность и бессмертность. Он вёл себя надменно, вызывая в людях уважение, но не поклонение.

Мужчина должен всегда помнить о своей героической миссии в этой жизни, и тогда он добьётся всего, чего пожелает.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»

Нашивка военная фоккер аэроплан красный барон истребительНашивка военная фоккер аэроплан красный барон истребитель
Нашивки с красным Фоккером Манфреда фон Рихтгофена

Финальная глава Красного Барона началась 21 марта 1918 года, когда отборные части Германии ринулись в последнее наступление на Западном фронте. Пока наступала пехота, звено JG 1 находилось на земле, но на рассвете 3 апреля трипланы поднялись в воздух. К 20 апреля на счету Красного Барона было уже 80 побед. Последней его жертвой стал Sopwith Camel, расстрелянный почти в упор. И вот настал роковой для Рихтгофена день. 21 апреля его звено напало на два самолёта-разведчика. Жестокая схватка над английской линией обороны вызвала зенитный огонь. На помощь своим разведчикам в воздух поднялась эскадрилья капитана Брауна. Рихтгофен сразу же выбрал себе лейтенанта Мэя, который в пылу боя расстрелял все свои патроны, и стал прижимать его к земле. Теперь они находились над районом австралийских войск. Пролетая совсем низко над вражескими траншеями, Рихтгофен нарушил одно из основных своих правил – никогда не подвергаться ненужному риску. Австралийские пулемётчики открыли огонь по пролетавшему над ними триплану. Во время преследования тщетно старавшегося увернуться Мэя, Рихтгофен подставил себя под находившийся под ним пулемёт. Преследователь стал преследуемым. На хвост Рихтгофена, поглощённого желанием добить противника, сел капитан Браун, пытавшийся достать пулемётной очередью красный «Фоккер». Что случилось дальше, неясно. Известно только то, что по триплану стреляли и с земли, и с воздуха. Через минуту он рухнул в поле.

Тело Рихтгофена было в самолёте, и руки его всё ещё сжимали штурвал. Скоро от оборудования «Фоккера» ничего не осталось – есть ли лучший сувенир, чем деталь самолёта знаменитого аса? На следующий день Рихтгофен был похоронен на кладбище у деревушки Бертангль. Британская пресса опубликовала некролог:«Манфред фон Рихтгофен мёртв. Он был храбрецом, аристократом и настоящим бойцом. Пусть он покоится с миром».

Вскрытия его тела не производилось. Тело аса осматривали по меньшей мере три раза, и все врачи сошлись на том, что Рихтгофена поразила единственная пуля, выпущенная сзади-сбоку и прошедшая навылет. Через десять дней Манфреду фон Рихтгофену исполнилось бы 26 лет. В ноябре 1925 года останки Красного Барона были перевезены в Германию и захоронены на Берлинском кладбище инвалидов. В 1975 году прах Красного Барона был снова потревожен, и теперь он покоится на семейном кладбище в Висбадене.

Рихтгофен ушёл из жизни, но вопрос о том, кто же выпустил убившую его пулю, остался открытым. После гибели Красного Барона генерал Роуленсон лично поздравил двух австралийских пулемётчиков Иванса и Буйе с победой над грозным асом. Однако пилоты подразделения британских королевских ВВС, которым командовал капитан Браун, твёрдо стояли на своём. Они утверждали, что честь победы принадлежит их командиру. Доказать что-либо было практически невозможно – самолёт Рихтгофена растащили на сувениры, очевидцы события показали, что Рихтгофен был ранен в ноги и живот, и на полу его кабины было море крови. В целом показания очевидцев свидетельствуют, что он был убит очередью с земли, а не пулей Брауна. Но правды мы не узнаем никогда.

Невидимые крылья Чести несли в неравный бой бесстрашного Барона.
Он бросил вызов самой судьбе и обрёл бессмертие Славы!
© А. Р. Басов, «Книга Воина»

Элита всегда воюет с элитой. И, увы, естественно погибает... Гибнет лучшая, самая одарённая кровь.
В то же самое время презренная чернь, весь этот «банно-прачечный» отряд выживает и плодится, как треска на нересте... Так приходит время малодушных приспособленцев.

Память о невероятной удали Героев, граничащей с безрассудством... которые навсегда остались молодыми... немногие уцелевшие фото с их мужественными лицам, полными харизмы и задора – это то Великое, что остаётся нам... Как живое свидетельство, каким должен быть Мужчина.

© А. Р. Басов, «Заметки писателя»

 

Источники:

https://topwar.ru/1799-krasnyj-baron-rixtgofen-tajny-zagadki-istorii.html
https://studwood.ru/1250166/istoriya/krasnyy_baron_letayuschiy_tsirk
https://warspot.ru/187-posledniy-boy-krasnogo-barona
https://diletant.media/articles/35314762/

Поделитесь статьей с друзьями:

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version