Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Книги ||| Читать главы

Путь

А. Р. Басов

 

Узнав поутру истинный Путь,
вечером можно умереть.

Конфуций

 

 

Будда Гаутама, Конфуций, Бодхихарма принадлежали к касте воинов и сами практиковали воинское искусство.


Воин – тот, кто храбр.
Буси – благородный воин, рыцарь.
До – Путь.
Буси-До – Путь благородного Воина.
Буси-До – Познание Истины, Тайны мироздания, гармонического единства Неба, Земли и Человека через духовные и физические практики воинов.
 


Путь Воина
Нельзя выразить
Словами или иероглифами;
Ухвати его суть
И иди к Реализации!

Уэсиба Морихэй
 


Все, извлеченное из глубины сердца, создает идеал, к которому следует стремиться и за который, если нужно, следует умереть.

Юкио Мисима
 

Изучение древности подобно проникновению в мистический мир. Когда люди берут в руки старинный свиток, всегда возникает интуитивное чувство, что, изучая древность, постигнешь мир, постигнешь прошлое, настоящее и будущее…
Интуиция не обманывает...


 

Смысл высказываний древних проясняется, если работать над пониманием. Вдумывайтесь в каждое слово...
 

 

Доверься мудрым изречениям древних и следуй закону.

Имагава Садаё

 

Постигая прошлое, мы всегда думаем о настоящем и полагаем будущее.

 

Совершенный Воин становится мудрецом.

 

Истина одна, но к ней ведут многие дороги. Каждая из этих дорог называется Путь...

 

Постигая другие традиции – глубже постигнешь собственную...

 

Когда человек идет по Пути Самурая, он не должен искать других идеалов. То же самое касается самого Пути. Поэтому неправильно изучать Путь Конфуция или Путь Будды и говорить, что это – Путь Самурая. Если человек понимает это, он будет слушать проповеди о других Путях, но при этом с каждым днем все больше постигать свой собственный Путь.

Ямамото Цунэтомо

 

Мы знаем, что человек может изучать другие традиции лишь в довершение к глубокому знанию своей собственной. Но когда человек глубоко постигает свою собственную традицию, он понимает, что у него нет больше нужды расширять свои знания.

Ямамото Цунэтомо



 

Из раскрывающих Путь (можно назвать) Закон Будды, спасающий людей, а также конфуцианство, раскрывающее Путь письмен; Путь врачей, излечивающих болезни, Путь поэзии, Путь различных искусств и ремесел – всех их практикуют в соответствии с различными образами мыслей, так, как это больше подходит душе.
Но мало кто из людей действительно склонен к Пути Воина. Приверженность ("любовь") к двум Путям – то есть войны и письмен – и есть Путь самурая.

Миямото Мусаси
 

Есть весьма важное разграничение между Путем Воина и всеми другими Путями, существующими в этом мире. Воин должен понимать другие Пути, брать из них отдельные элементы, помогающие ему формировать свой Путь. Из всех этих Путей воин должен взять нужное для себя, ту толику мудрости, которая необходима ему как воину.

Однако воину не следует забывать, что ни один из этих Путей не является Путем Воина в чистом виде, что все это Пути, лишь помогающие раскрыть Путь Воина, но не более того.

Путь Воина – это Путь Войны (искусства войны) и Путь Письмен (культуры). Оба эти Пути воплощены в Одном, оба одинаково важны, как два колеса одной колесницы; если убрать одно – движение станет невозможным.

Воин без добродетелей доблести – не воин. Воин, не постигший мудрость и милосердие, – варвар и убийца. Истинный рыцарь не наступит ногой на цветок и не прольет невинную кровь.

Две стороны одного Пути облагораживают и гармонизируют душу воина. В идеальном воине оба Пути не только находятся в равновесии, но и ставшем естественным единстве. В этом – глубина философии Пути Самурая.

 

Священник Таннэн любил говорить в своих проповедях:

Монах не может достичь совершенства на буддийском Пути, если он не проявляет сострадание вовне и не развивает смелость внутри. Воин не может быть самураем, если он не проявляет смелость вовне и не таит в сердце столько сострадания, что оно готово разорвать грудь. Поэтому монах должен учиться смелости у воина, а воин – состраданию у монаха.

Я много лет странствовал и встречал много мудрых людей, но никогда не находил средства достижения знания. Поэтому всякий раз, когда я узнавал о смелом человеке, я отправлялся к нему, с какими бы трудностями ни было сопряжено путешествие. Я ясно понял, что предания о Пути Самурая помогают постигать буддизм. Воин, к примеру, может с оружием в руках ворваться во вражеский лагерь и сделать это оружие своей силой. Может ли монах с чётками в руках броситься под копья и мечи, вооружившись лишь своим смирением и состраданием? Если у него нет смелости, он не сдвинется с места. Это подтверждается еще и тем, что священник, раздающий благовония на великой службе в честь Будды, дрожит от страха. А все потому, что у него нет смелости.

Такие вещи, как возвращение человека с того света или спасение из ада всех живых существ, возможны только тогда, когда есть смелость. Но монахи наших дней заботятся лишь о том, чтобы быть благочестивыми, и поэтому среди них нет тех, кто прошел по Пути до конца. Более того, среди воинов есть тщедушные люди, которые прикрываются буддизмом. Здесь есть о чем сожалеть. Тот, кто учит буддизму молодых самураев, совершает великую ошибку. Дело в том, что после этого они будут видеть вещи двояко. Но человек, который не направляет свои усилия в одном направлении, ничего не достигает. Буддизм под стать изучать старикам, которые ушли в отставку.

Но если воин может двадцать четыре часа в день без устали нести на одном плече преданность и чувство долга, а на другом – смелость и сострадание, он будет самураем.

В своих утренних и вечерних молитвах и в течение дня он должен повторять имя своего господина. Для него оно ничем не отличается от имени Будды и от священных слов. Более того, таким образом, он будет в гармонии с божествами, которые покровительствуют его семье. От этого зависит судьба человека. Сострадание напоминает мать, которая питает свою судьбу. Прошлое и настоящее дает нам много примеров бесславной смерти выдающихся воинов, которые были смелыми, но не имели сострадания.

Ямамото Цунэтомо
 

Религия и теология считались занятием священников и беспокоили самурая лишь в той мере, в какой они помогали воспитывать смелость.

Инадзо Нитобэ
 

Постигать Путь Воина – не что иное, как внутри приводить свой разум в соответствие с Путем, а вовне – следовать Закону. Приводить собственный разум в соответствие с Путем – значит понимать справедливость и неизменность Буси-До и ни на мгновение не склоняться к несправедливости и злу.

Дайдодзи Юдзан
 


 

Разум, человечность и смелость – вот три главных сокровища добродетели человека.

Идеи зла утомляют и отравляют душу. Идеи добра ее исцеляют и питают.

 

Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того, если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого усилия, ты совершишь много ошибок.

Путь – это нечто более возвышенное, чем праведность. Убедиться в этом очень трудно, но это есть высшая мудрость.

Если смотреть на все с этой точки зрения, вещи наподобие праведности покажутся довольно незначительными. Если человек не понимает этого сам, понять это нельзя вообще.

Ямамото Цунэтомо

 

Самое важное в Пути – всегда сохранять в душе его добродетели.

Миямото Мусаси
 

Все, что ты делаешь, ты должен делать во имя своего Господина, Родителей и Человечества, а также во имя своих Потомков. Это и есть Великое Сострадание.
Мудрость и смелость, которые приходят вместе с состраданием, – это подлинная мудрость и подлинная смелость.

Когда ты наказываешь или добиваешься чего-то с состраданием в душе, твои действия будут безупречны. Делать что-то только для себя – мелочно и недостойно – такие поступки всегда оборачиваются злом. Недавно я понял, что такое мудрость и смелость. Но только сейчас я начинаю понимать, что такое сострадание.

Ямамото Цунэтомо
 

В отношении Пути Самурая надлежит особо подчеркнуть, что стоит хотя бы немного отклониться с правильного курса, и направление теряется полностью – так вступают на дорогу зла.

Миямото Мусаси
 

Воин должен сделать три вещи: отбросить зло, придерживаться добра и опираться на свою собственную мудрость.
Такэда Сингэн
 

Воин должен умиротворять свое сердце и смотреть в глубь других. Вот высшее из всех боевых искусств.

Сиба Ёсимаса

 

Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Ямамото Цунэтомо
 

Достижение только физической силы подобно попытке изваять статую Будды, не вкладывая душу в этот труд.

Масутацу Ояма

 

Истинный Воин в своем развитии на первый план выдвигает понятие "До" – Путь, совершенствование человека.

 

 

Будучи рожденным человеком, надо стыдиться жить подобно дикому зверю. Используй свою силу на благо других людей.

Такуан Сохо

 

Человеку не нужно ничего бояться, если его дух незамутнен, если нет причин для стыда и если у него нет сомнений в правильности выбранного Пути.

Масутацу Ояма
 

 

Праведность – это Закон неба, дающий всему жизнь. Когда праведность входит в тело, ее называют природой человека. В других случаях ее называют добродетелью, правдивостью, человечностью и Путем.

Такуан Сохо
 

Искусство Меча – это, в конечном счете, не искусство убивать; его цель – воспитание нравственного, духовного и образованного человека.

Дайсэцу Судзуки


 

Воинское искусство неотделимо от воспитания разума.
 

 

Овладеть искусством длинного меча означает познать мир и себя.

Миямото Мусаси

 

Путь – дорога длиною в жизнь.

Не торопись!

 

Жизнь человека подобна долгому пути с тяжелой ношей на плечах. Не спешите…

Иэясу Токугава
 

 

Ос!!! – Путь терпения!

Путь Самурая – это Путь Терпения.

 

 

Если человек покидает дом со стремлениями, он не должен возвращаться без их исполнения даже после смерти; на жизненном пути человека повсюду есть зеленые холмы для могил...

 

Длинный путь бывает кратчайшим – это относится не только к дорогам. Следует помнить об этом во всех делах.

Дайдодзи Юдзан

 

Поспешные суждения ни к чему хорошему не приводят.

Ямамото Цунэтомо

 

Самурай не унижает себя излишней поспешностью. Спешить – это самое худшее, что можно сделать. Спешить означает быть легкомысленным.

 

Пока карма не исчерпана, череда перевоплощений неизбежна. Некуда торопиться, но важно научиться размышлять.

 

Сёсан Судзуки (1579-1655) советовал молодому самураю не постригаться в монахи, ибо:

"Нигде нельзя постичь жизнь и смерть полнее, чем на Пути Самурая. Когда же человек постиг жизнь и смерть, Путь неизбежно окажется воплощенным".

 

Я пришел к выводу, что именно отсутствие чётко выбранного пути в жизни часто является причиной крушения надежд.

Масутацу Ояма
 

 

Стоять на месте – значит идти назад.

Благородный муж движется вверх, низкий человек движется вниз.

Мудрый человек избирает один Путь и целеустремленно следует ему.

 

 

Беззаветная целеустремленность – вот Путь Воина.

 

Когда в уме нет постоянства, рассуждения никогда не увенчаются правильным выводом. Обладая сильным, ясным и не мешкающим духом, можно принять любое решение в течение семи вдохов и выдохов. Но для этого нужно быть настойчивым и готовым сокрушить все на своем пути.

Ямамото Цунэтомо

 

Путь Самурая – это постоянная и неуклонная самодисциплина.

 

Воин прежде всего должен быть верен самому себе, то есть не иметь праздных и пустых мыслей.

Кинтаю Хори

 

Слабое, неуправляемое сознание не способно к самоконтролю. Без самоконтроля доблесть невозможна.
Совершенствование требует дисциплины. Дисциплина помогает человеку осознать собственную цельность.

Мудрость возникает из самосовершенствования.

 

Пока не научишься контролировать свое сознание и подчинять его своей воле, не сможешь продвинуться далеко в постижении Пути Меча.

Ягю Мунэнори

 

 

В этом изменчивом мире следует идти по пути самодисциплины.

Сиба Ёсимаса
 

 

Тренировка ума, дисциплина духа – основа боевых искусств.
 

 

Целеустремленность рождает другие достоинства.

 

Если ты уразумеешь одно дело, тебе откроются также восемь других.

Ямамото Цунэтомо
 

Мастер Ягю Мунэёси однажды заметил:

"Я не знаю, как побеждать других, но я знаю, как побеждать себя".

 

Настойчивость побеждает все.

Ямамото Цунэтомо

 

Семь раз упал, восемь раз встал.

 

Я должен двигаться, пусть медленно, как червь, но я должен двигаться только вперед.

Ямамото Цунэтомо

 

Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага.

Лао-цзы

 

Чтобы обойти мир нужно всего лишь ставить одну ногу впереди другой.

 

 

Всегда иди вперед!..

 

Нехорошо привязываться к одному набору представлений. Если ты приложил усилия, чтобы понять что-то, а затем довольствуешься достигнутым пониманием, ты совершаешь ошибку.

Вначале нужно прилагать усилия, чтобы убедиться, что ты понял главное, а затем претворять его в жизнь. Так человек должен поступать изо дня в день.

Никогда не думай, что ты достиг нужной ступени понимания. Всегда говори себе: "Этого недостаточно".

 

Всю жизнь человек должен стремиться к тому, чтобы никогда не отступать от Пути. Он должен учиться, постоянно работая над собой и ничего не оставляя без внимания. В этом Путь.

Ямамото Цунэтомо

 

Есть еще один этап, который важнее всех остальных. На этой стадии человек постигает бесконечность совершенствования на Пути и никогда не считает, что достиг вершины. Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, что преуспел. Он лишен гордости, и благодаря своему смирению постигает Путь до конца.

Ямамото Цунэтомо

 

Воину необходимо учиться постигать суть всех вещей.

Сиба Ёсимаса

 

Путь это то, что ты делаешь в каждый момент. Цель сама о себе позаботится. Не следует беспокоиться о цели. Цель пребывает в Пути в каждый момент.

 

 

Если ты налагаешь на себя Учение как оковы, ты – раб. Учение должно возникнуть из твоего понимания, тогда ты – хозяин, господин. Самодисциплина воина неизменна и всепроникающа, потому что она идет из глубины его духа.

 

Говорят: у каждого возраста свои обязанности.

У каждого человека есть уровень задач, которые ему по плечу, его место в мироздании. Этот уровень определяется знанием или неведением.

С неведения начинается цепь причин существования, каждое звено которого влечет за собой следующее. Если устранить неведение, все звенья цепи пропадут сами собой.

 

Истина передается от сердца к сердцу без помощи слов. Посвящение в тайну за пределами священных писаний. Для самурая внутреннее чувство имеет порой гораздо большее значение, чем идеи. Доверяй стремлению своей души.

Знание от интеллекта отнюдь не отрицается, отрицается лишь его решающая роль в достижении Прозрения.

 

Буси-До не придает значения знаниям как таковым. Знания необходимы не как конечный итог, но как средства обретения мудрости, применимой в жизни.

Инадзо Нитобэ

 

Есть два вида знания: знание от интеллекта, понимание от сознания.

Знание от интеллекта можно приобрести при помощи книг, формального обучения.

Понимание от сознания – это знание, происходящее непосредственно из переживания, осознания. Осознание остро, как меч, оно остается навсегда.

Дзэн-буддизм рекомендует не принимать знание из чужих рук.

Если Вы однажды научились плавать, то оказавшись в воде, вы вспомните об этом. Это знание стало частью Вас. Многие знания легко приобретаются, так же легко и забываются. Некоторые знания остаются.

То, что становится частью вас, и есть настоящее знание. Вы не сможете его забыть, даже если попытаетесь.

Знания неосознанные – связывают. Понимание от сознания – освобождает, соединяет все вещи воедино. Осознание – это и есть познание.
 

Для того, кто пришел к познанию, знания становятся ненужными.

Истина освобождает, говорит Дзэн, истина не скрыта, истина перед вами всегда. Останови свое сознание…

Пребывай в молчании, тишине, и ты узнаешь...

 

Стыдно и глупо не делать то, что нужно. Мудр тот, кто сможет достичь невозможного.

 

Есть намерение, будет и прозрение.

Буддийское изречение

 

Бороться и искать, находить и не находить, но никогда не сдаваться.

Альфред Теннисон

 

Двери открываются тому, кто в них стучит.

 

Чего бы вы ни достигли, ничего не достигнуто.

 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version