Будо (Путь Воина) и повседневная жизнь неразделимы.
Изречение Буси-До
Буси-До – чистый Источник Силы.
Эта самодисциплина всепроникающа, она делается частью вас самих. Самодисциплина, базирующаяся на фундаментальных понятиях, – совершенна. Душевное здоровье, собранность и спокойствие приходят благодаря пребыванию в гармонии с самим собой, эта гармония возможна лишь в свете высшей мудрости.
Самураи часто становились поэтами и художниками, мастерами многих искусств именно потому, что в них была эта гармония, и ещё они чувствовали суть фундаментального понятия бесстрашия, бесстрашия в более широком понимании, чем храбрость в бою: самураи испытывали бесстрашие тотально перед всей полнотой бытия. Бесстрашие и внутренняя философская гармония создавали в них возможность тонко чувствовать мир, быть особенно восприимчивыми к Красоте и Добру...
Самураи пили воду Познания из чистого, прозрачного Источника высшего Духа Бесстрашия и Гармонии, и это наделяло их жизнь особым смыслом...
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Людям очень трудно преодолеть некоторую двойственность, заложенную в них: их поступки редко соответствуют идеальному, это так же трудно, как художнику найти единственно верную линию или поэту – нужное слово.
Стремление к идеальной форме всего, что делаешь – это и есть Буси-До. Искусство жить, подобное поэзии…
© А. Р. Басов, «Легенда»
Наша жизнь – это странствие, не имеющее конца... Самурай шествует по этой дороге с царственной простотой и достоинством. Самурай слишком хорошо понимает некоторые высшие истины и поэтому смотрит на всё спокойно и не видит смысла тратить себя на глупость и ложь...
Быть воином – значит воспитать в себе героическое начало, проникнуться храбростью бытия, быть смелым в дерзании духа и открытости сердца, быть подлинным в каждый момент своей жизни...
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Воин без добродетелей доблести – не воин. Воин, не постигший мудрость и милосердие, – варвар и убийца. Истинный рыцарь не наступит ногой на цветок и не прольёт невинную кровь.
Две стороны одного Пути облагораживают и гармонизируют душу воина. В идеальном воине оба Пути не только находятся в равновесии, но и в ставшем естественным единстве. В этом – глубина философии Пути Самурая.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Буси-До как никакая доктрина ценит вежливость, хладнокровное умение владеть собой, держать себя в рамках благородного поведения, как с равными себе, так и нет. Буси-До говорит, что почтительный поклон (одзиги) заменяет сто боевых приёмов, которые, разумеется, самурай также обязан знать и быть способен применить в любой момент… отдавая предпочтение вежливости.
Вежливость и хладнокровие оберегают человека от ненужных кармических деяний, являясь одновременно знаком истиной Элиты.
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Постижение Буси-До даёт человеку такую точку опоры, мудрую и действенную философию, способную превратить его жизнь из хаотического существования в гордый и прекрасный Путь.
Давно замечено, что тот, кто серьёзно начинает практиковать Путь, становится другим человеком: собранным, дисциплинированным, сильным и полным энергии.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Жизнь человека обретает славу и силу тогда,
когда она шлифуется в процессе преодоления трудностей.
Масутацу Ояма
Малодушные выбирают лёгкую дорогу. Но если ты – мужчина, чего бы тебе это ни стоило... найди в себе мужество быть тем, кто выбирает правильный Путь.
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Силён не тот, кто побеждает людей, а тот, кто побеждает свои желания.
Изречение Буси-До
Буси-До говорит: мир вокруг помогает человеку совершенствоваться. Одни люди выступают как помощники. Но ещё более ценны противники, не дающие расслабиться, держащие волю в напряжении, создающие элемент борьбы.
Борьба закаляет и укрепляет дух. Мудрый ценит трудных противников.
© А. Р. Басов, «Легенда»
Воин никогда не бывает бессилен, он спокоен и чужд агрессии, но пребывает в постоянной готовности обнажить меч, если это необходимо, однако, помнит изречение Буси-До:
“Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя, и другого”.
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Известное изречение Буси-До гласит: Боевые искусства продлевают жизнь.
Это означает, что, во-первых, Воин, следующий Пути, становится естественно здоров, крепок телесно и духовно, и он может прожить максимально долгую и плодотворную жизнь.
Во-вторых, боевые искусства продлевают жизнь потому, что позволяют Воину уцелеть в экстремальной ситуации, ведь он лучше подготовлен к их преодолению.
Это касается всех жизненных ситуаций, а не только войны.
В-третьих, боевые искусства как философская система позволяют продлить жизнь другим людям, потому что носитель Буси-До всегда в состоянии защитить их и оградить от агрессии.
Отсутствие агрессии, но способность тотального противостояния ей – это Идеальная Концепция для Воина на все времена.
© А. Р. Басов, «Легенда»
Истинный Воин всегда осторожен и сдержан.
Он всё время чувствует над собой невидимый меч Кармы, который покарает его, если он опустит свой меч на противника с гневом; если он совершит зло невинному; если он преступит некий внутренний предел добра и зла и станет не благородным Воином, а своим антиподом – убийцей и насильником.
Кто жаждет крови – получит кровь и смерть.
И эта смерть станет не ступенью в Небо, а шагом вниз.
Нить совести разительно тонка. Именно она удерживает карающий Меч Кармы.
Истинный Воин чувствует действующую через него Высшую Силу, сознательно становясь продолжением её меча, поэтому он не отбрасывается Кармой назад в своём развитии.
Неизменно нравственный образ жизни – это и есть, без прикрас, настоящий Героический Путь.
© А. Р. Басов, «Легенда»
Воин должен сделать три вещи: отбросить зло, придерживаться добра и опираться на свою собственную мудрость.
Такэда Сингэн
Слабое, неуправляемое сознание не способно к самоконтролю. Без самоконтроля доблесть невозможна. Совершенствование требует дисциплины. Дисциплина помогает человеку осознать собственную цельность. Мудрость возникает из самосовершенстоввания.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Человек приходит в этот мир для того, чтобы исполнить свой долг.
Сакамото Рёма
Что означает быть человеком Высокой Цели?
Это значит подчинить свою жизнь этой цели и быть способным пожертвовать всем ради неё. Не существует более высокой цели, чем душа высшего благородства и мощи, всё остальное – суета сует. Достижение этой цели – самая трудная задача, и этот Путь уходит за облака...
Ни в чём не изменить своим идеалам... Как это трудно. Быть может, остаётся последний глоток жизни... Но какое это имеет значение?
Для самурая важно остаться верным. Нет, не жизни, а остаться верным до конца своим идеалам, верным самому себе. Быть самураем – это глубокая внутренняя сущность души. Это значит уничтожить все мосты, не искать тихих заводей и следовать своему Пути.
© А. Р. Басов, «Восхождение»
Человек, идущий к поставленной цели, подобен полководцу. Тот, кто бредёт неизвестно куда во власти лишь примитивных желаний, подобен ослу, бредущему за пучком травы.
Всегда стоит помнить, что Господина от раба отличает способность к достижению цели. Рабство духа – худшее рабство. Рабы не способны ничего достичь – у них нет Веры и Воли. Раба деморализуют удалённость цели и неясность возможности её достижения.
Господин же идёт к своей цели, несмотря ни на что. Он делает шаг вперёд к своей цели, даже если знает, что этот шаг – последний.
Несокрушимая вера. Следует глубоко презирать безверие рабов. Господин наделён несокрушимой Верой. Он сам – воплощение этой Веры. Обычные люди сидят в своей слабости, как в болоте. Воля Господина вырывает его из этих липких и вязких, предательских объятий.
Господин способен как к лобовой атаке, так и к длительной планомерной осаде. Осада может продолжаться хоть тысячу лет, но приходит миг – и любая крепость падёт.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Бусидо – Путь Воина – есть отчаянная жажда смерти. И пятидесяти врагам не справиться с таким бойцом.
Набесима Наосиге
Когда каждое действие в жизни направляется стремлением к заветной цели, жизнь имеет особый смысл.
Каждый поступок имеет своё значение и свой результат. Самурай идёт вперёд до последнего мига жизни, он умирает в походе, занеся ногу для нового шага, и он улыбается: он видит впереди себя Солнце...
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Самурай должен думать не только о своей славе,
но о славе и величии потомков.
Он не имеет права навсегда опозорить своё имя,
слишком бережно относясь к собственной жизни.
Сиба Ёсимаса
Гордый человек нуждается в самоуважении, обрести его возможно только посредством достойных деяний.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Всякий раз, когда перед тобой открываются два пути – избери тот, что труднее. Он будет достойнее. Путь укрепит тебя, так обретёшь силу.
© А. Р. Басов, «Книга Господина»
Самурай сам знает, когда ему наступать или отступать. Но чтобы он ни делал, он поступает хладнокровно и полностью осознанно, никогда не проявляя малодушия.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Жизнь для Воина – служение Истине. Всё подчинено главному.
Честь существует, когда Воин честен перед собой, когда его Высший Закон – Справедливость, и сама его жизнь – Ритуал служения, течение Истины.
Тогда прекращение несправедливости, восстановление закона Бытия — не месть, а священный Долг Воина. В исполнении Долга нет ничего личного. Нет места страху, тщеславию. Есть только Сила Покоя, сила неизбежности.
Всё уже решено.
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Стоять на месте – значит идти назад.
Благородный муж движется вверх, низкий человек движется вниз.
Мудрый человек избирает один Путь и целеустремлённо следует ему.
Беззаветная целеустремлённость – вот Путь Воина.
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Известное изречение Буси-До говорит: «Если не знаешь, что делать – сделай шаг вперёд!»
В этом выражена наступательная составляющая Пути Самурая, и это прекрасное изречение.
Однако, это изречение более всего подходит для рядового самурая, а не полководца, который должен в отличие от рядового самурая не только бесстрашно идти вперёд, но и быть мудрым и осмотрительным.
Для полководца скорее бы подошло утверждение: «Не знаешь, что делать – остановись, изучи ситуацию, прими взвешенное решение».
Великий Такэда Сингэн был крайне осмотрительным полководцем, трезво оценивающим свои силы и ситуацию. Он был чрезвычайно мудр, поэтому и был Великим. Выманить Тигра из его прекрасно укреплённой самой природой горной провинции-цитадели Каи и втравить в непродуманные опрометчивые действия было просто невозможно, это знали все. Тигр из Каи атаковал («стремительный, как ветер»), когда появлялся благоприятный шанс, и сохранял невозмутимое спокойствие («спокойный, как лес»), когда его не было.
Его сын Кацуёри, унаследовавший образцово налаженную, процветающую провинцию отца и его великолепную армию в зените могущества, увы, не обладал его мудростью. Он понимал, вероятно, только первое изречение. Поэтому в буквальном смысле бездарно погубил лучшую рыцарскую кавалерию Японии при Нагасино и её блестящих непобедимых ветеранов вроде Баба Нобуфуса, погибших под шквальным огнём.
Убелённый сединой, доблестно проживший всю свою жизнь в боях, японский Баярд – мудрый и бесстрашный Баба Нобуфуса – сам искал гибели в безнадёжном бою потому, что понимал, что всё уже кончено, что клан никогда не сможет оправиться от постигшей его катастрофы… и не желал переживать этот позор и горечь потери своих великих друзей и соратников, павших столь преступно… по велению упрямого юнца.
Через непродолжительное время, которое можно назвать агонией наследия великого отца, клан был уничтожен, сам Кацуёри совершил сеппуку вместе с жёнами и детьми.
Смелость есть необходимое первоначальное качество для воина, но нередко только смелости мало для достижения победы. И это следует ясно понимать.
Идеальный Самурай должен быть бесстрашен и невозмутимо осмотрителен одновременно. Вероятно, эту грань Гармонии могут постичь только Великие. Развить в себе такую способность – есть огромный духовный Труд над собой, этого уровня «Идеала Буси-До» достигли очень немногие, но именно они должны быть великим Примером для нас потому, что именно они и есть – воплощённое истинное Буси-До!
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
Истинное Мастерство не знает страха.
Изречение Буси-До
Господин идёт по жизни спокойно. Он ни от чего не зависим, ни к чему не привязан, берёт всё, что ему нужно, чтобы продолжить своё путешествие, ничем не обременяя себя...
Ему нечего бояться потерь и не нужно излишне радоваться приобретениям – сила даст всё и всегда.
Тот, кто понял, что Сила даёт всё, спокойнее статуи Будды и острее стали меча.
Ничто не остановит его.
© А. Р. Басов, «Книга Господина»
Каждый день я освежаю и шлифую свой разум идеями Буси-До. Если что-то идёт не так, если разум потерял покой и точку опоры, просто остановитесь... и погрузитесь в мысли мудрых Самураев. Это убережёт от множества ошибок.
Ошибки – всегда плод незрелого ума и дисбаланса духа.
© А. Р. Басов, «Заметки писателя»
Согласно Буси-До, существует две войны: внешняя и внутренняя.
«Внешняя война» – это война в тривиальном значении этого слова. В Буси-До её называют малой войной.
Внутренняя война или Великая Война – это борьба, происходящая в душе человека. Она гораздо более глубока и серьёзна.
Тёмная сторона наших мыслей, борьба внутри нашего сознания идёт до тех пор, пока сила тьмы не завладеет тобой или пока ты не победишь её.
Те, кто не одержал победу над собой, обречены вести «малые войны» – несправедливые и ненужные по своей сути, они сами лишь средство и орудие в чужих руках, ведь они не принадлежат сами себе и находятся в неведении…
Победители себя – обрели себя. Их внутреннее состояние есть преображение. Эти истинные Воины способны вести Священную Войну…
© А. Р. Басов, «Легенда»
И в «знойный день» окружающих его человеческих страстей Воин освежает свой разум Мудростью Буси-До.
В такие времена он вспоминает слово: отрешение...
В разных практиках духовного совершенствования отшельничеству уделялось особое место.
Вероятно, отшельничество – самая жёсткая и трудная практика из всех существующих методов совершенствования. Её выдерживают лишь немногие, большинство бежит от отчаянного одиночества, сходит с ума или просто погибает.
© А. Р. Басов, «Книга Воина»
Отрешиться от всего, что затуманивает чистоту мыслей и взора – это простое и важнейшее правило для истинного Воина.
Нетерпение, разочарования, озабоченность, сомнения, гнев, страх потерь – тысяча страстей и желаний цепко владеют мыслями и диктуют поступки обычного человека.
Но Воин, закалённый Буси-До, обретает чистое и холодное состояние сознания, подобное льду в свете зимнего солнца...
Он будто стоит на высоком метафизическом утёсе, у подножья которого беснуются бессильные волны человеческих страстей и неведения...
Именно поэтому истинный Воин никогда не сокрушается об ошибках и поражениях, как, впрочем, не слишком радуется и победам.
Воин всегда на вершине Горы.
Там всегда светит Солнце Истины, и чистый белый снег покрывает уходящую вдаль дорогу, на которой нет следов...
© А. Р. Басов, «Легенда»
Когда достигнешь состояния Горы, всё несущественное отпадёт само собой, потому что сознание соединится с океаном вселенской мудрости, которой доступно неискажённое понимание вещей в этом мире.
Что останется?
Восхитительная красота восходящего Солнца…
Тонкий дымок заваривающегося чая…
Едва уловимый аромат распускающихся хризантем…
И душа, совершенная, как Меч.
© А. Р. Басов, «Легенда»
Чтобы быть честным и бесстрашным Воином, живи, осознавая, что стоишь перед Вратами Вечности.
© А. Р. Басов, «Книга Воина»
Путь Искренности даёт нам возможность обрести внутреннее спокойствие и равновесие с миром. Лишь на этом Пути мы прозреваем и обретаем способность видеть истинную Реальность, скрытую от нас за пеленой иллюзий…
Человек, почувствовавший Путь в своей душе, не отступит от него, потому что без Пути жизнь теряет смысл. Он страшится лишь одного – лишиться Благодати, лишиться сопричастности, сокровенной связи с Высшим Миром, который и называется Путь. Благодать исчезает тотчас, как идущий потеряет искренность, когда умолкнет голос совести и притупится чувствительность к происходящему. Реальность исчезает за пеленой иллюзии, Целостность рассыпается в мозаику бесконечных «маленьких дверей», к которым бесполезно искать ключи…
Врата Реальности всегда рядом, но чтобы войти в них, необходима искренность…
Искренность – вот начало и конец совершенствования…
© А. Р. Басов, «Легенда»
«Сокрытое в листве» – именно так назвал свою знаменитую книгу Ямамото Цунэтомо. Само название символично, но как нельзя более точно передаёт истинное восприятие Буси-До – скрытое от постороннего, от обыденности, истинное Учение Воина.
Лишь тот, кто всматривается в глубь Учения, осуществляет его через себя, начинает видеть скрытые за «листвой» обыденности тайные цветы. И каждый день Буси-До открывает Воину новые грани восприятия, новые прекрасные цветы, в которых его тайная любовь...
Если идущий по Пути получает из Его глубин знание, если Путь уносит его, как Поток, значит он действительно вошёл во Врата и оказался уже не снаружи, а внутри Его мандалы…
© А. Р. Басов, «Легенда»
Самураи считали:
Если идеалы не достойны того, чтобы пролить за них кровь или погибнуть… Значит они никакие не идеалы.
Если мы не осуществляем своих идеалов, значит они – дерьмо, или мы сами – дерьмо…
Самурай обязан решительно осуществлять свою миссию.
© А. Р. Басов, «Легенда»
Как бы ни были тяжелы обстоятельства, какая бы вас ни терзала боль… следует понимать, что всё это связано более всего с телом и иллюзиями материального существования.
Дух свободен всегда!
И он вне этого всего…
Тот, кто понимает это, неизмеримо проще переносит испытания судьбы, видя в них испытания, которые должно преодолеть.
И он победит все препятствия, перед которыми бессильно встанут на колени все другие.
© А. Р. Басов, «Книга Господина»
Самурай должен жить подобно цветку.
Цельное существование прекрасно и подлинно, потому что у него нет прошлого, нет будущего. Цветы прекрасны,
они совсем не беспокоятся о том, что может случиться, они просто живут здесь и сейчас, в этом их красота – они просто цветут.
Цветы растут из земли. Но их нетленная красота исходит из высшего мира.
Увидевший прекрасные цветы, скрытые в листве, обретает свою тайную любовь.
Буси-До – Путь для немногих,
Путь для смелых и сильных людей!
© А. Р. Басов, «Дух Воина»
Статью подготовила Т. А. Басова
Цитируется по серии книг "Самурай" А. Р. Басова |
|
Уважаемые господа!
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда.
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.
ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства.
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.