Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Блог

Датэ Масамунэ: «Одноглазый Дракон»

(в конце статьи указаны источники некоторых материалов)

Справедливость без сострадания, доведённая до крайности, превращается в жестокость; а милосердие, творимое без меры, без справедливости, становится слабостью.
Датэ Масамунэ


Художник: Hiroyuki Suwahara

Датэ Масамунэ ( 5 сентября 1567 – 27 июня 1636) – один из величайших самураев, полководец, государственный и политический деятель, заставший смену периодов с Адзути-Момоямы на Эдо. Основатель города Сэндай и покровитель христианства в Японии. Его прозвали «Одноглазым драконом» ( докуганрю:) из-за отсутствия правого глаза, который он потерял после того, как переболел оспой.

Самурай обладал огромным чувством личной гордости.
Надменная гордость, осознание своей исключительности, обострённое чувство Чести совершенно естественны духу и поведению воина.
© А. Р. Басов, «Восхождение»

Датэ Масамунэ был наследником Датэ Тэрумунэ, который владел замком Ёнэдзава, стоявшего на территории современной префектуры Ямагата на севере Японии. Клан Датэ отличался честолюбием, но ему приходилось выживать в окружении врагов.

Из описания детства Датэ Масамунэ мы узнаём, что однажды его взяли в храм посмотреть на изображение бога Фудо-мёо. Фудо традиционно изображался в свирепой позе, сжимавшим в правой руке меч, а в левой верёвку, которой он связывал злых духов. На Масамунэ изображение Фудо произвело неизгладимое впечатление. Храмовый служитель объяснил мальчику, что хотя внешне бог и выглядит свирепым, внутри у него царят гармония и спокойствие. С этого момента Масамунэ начал искать нужное сочетание внешней агрессивности и внутреннего спокойствия. Это сочетание казалось бы взаимоисключающих качеств определяло поведение Масамунэ на протяжении всей его жизни. Однажды ему сказали, что невозможно стать настоящим полководцем, не научившись владеть собой. С этого момента молодой Масамунэ много работал над собой: он старался сохранять внутреннее спокойствие при внешней решительности, активности и агрессивности, необходимой в сложившихся условиях.

Показателен случай, когда во время обучения военному искусству его незрячий глаз выскользнул из глазницы и повис, и чтобы противник не мог ухватиться за глаз, получив преимущество, Датэ Масамунэ стремительным ударом меча отрезал повисшего «слепца». Немало сил потратил он, чтобы развить в себе самообладание, которое впоследствии станет легендарным.

Смелость есть необходимое первоначальное качество для воина, но нередко только смелости мало для достижения победы. И это следует ясно понимать.
Идеальный Самурай должен быть бесстрашен и невозмутимо осмотрителен одновременно. Вероятно, эту грань Гармонии могут постичь только Великие. Развить в себе такую способность – есть огромный духовный Труд над собой, этого уровня «Идеала Буси-До» достигли очень немногие, но именно они должны быть великим Примером для нас потому, что именно они и есть – воплощённое истинное Буси-До!
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»

В 1577 году молодой наследник семейства Датэ отпраздновал праздник гэмбуку (совершеннолетия) и получил взрослое имя. Спустя два года он женился на дочери соседнего даймё, а ему в то время было всего 13 лет. Ещё через два года, в 1581 году, он впервые вместе с отцом отправился на войну. Причиной войны стало восстание внутри владений Датэ. Поначалу Тэрумунэ не хотел брать сына, но тот настоял на своём.

В 1584 году Тэрумунэ официально объявил о своём отходе от дел в пользу своего энергичного сына, которому в то время едва исполнилось 18 лет. Ему ещё многое нужно было узнать, но он уже показывал мудрость и жестокую хитрость. Вассал клана Датэ по имени Оути Садацуна предал своего сеньора и перешёл на сторону соперничающего клана Асина из Айдзу. Но позднее он переметнулся обратно и умолял Масамунэ простить его. Масамунэ не поверил в полное раскаяние предателя, но тем не менее отдал ему замок. При этом он приставил за ним наблюдателей, которые не спускали с подозреваемого глаз. Выяснилось, что Садацуна затеял двойную игру. Началась сложная игра с интригами и подкупом. В результате один из влиятельных покровителей Садацуна отказался от его дальнейшей поддержки. В результате возможности Садацуна резко упали, и в августе 1585 года его устранили практически без труда.

Затем клан Датэ постигла беда. Устранение Оути Садацуна привело к тому, что испортились отношения между Масамунэ и его другим соседом Хатакэяма Ёсицугу. Масамунэ постоянно отклонял предложения Ёсицугу провести переговоры, и тому пришлось действовать через Датэ-старшего. Состоялась встреча, которая, казалось бы, завершилась успехом. Был заключён союз и на следующий день Ёсицугу прибыл с визитом к Датэ Тэрумунэ, якобы для того, чтобы поблагодарить его за содействие при переговорах. Старый Датэ тепло принял гостя, не ожидая ничего дурного. Ёсицугу внезапно схватил старика и, приставив к его горлу нож, скрылся. Молодой Масамунэ в это время охотился неподалёку. Узнав о случившемся, он со своими людьми устремился в погоню. Он нагнал Ёсицугу у реки Абукума. Масамунэ окружил Ёсицугу, но ничего не предпринимал, опасаясь за судьбу своего отца. Внезапно у Ёсицугу сдали нервы и он заколол старика.

Реакция Масамунэ была вполне прогнозируемой. Он приказал перебить весь отряд Ёсицугу, а затем осадил замок Нихонмацу. Между кланом Датэ и Хатакэяма началась настоящая война. У Хатакэяма обнаружились сильные союзники, которые собрали общую армию, которая выступила на север против Датэ. Масамунэ располагал всего 7000 воинов, тогда как у альянса было не менее 30000 солдат. Но он подготовил оборонительные позиции, в частности укрепил замок Мотомия, стоявший на западном берегу реки Абукума, неподалеку от Хитоторибаси (моста Хитотори). На рассвете дня предполагаемого сражения Масамунэ выдвинулся, чтобы занять удобное положение. Начался бой. Несмотря на все предпринятые меры, армия Масамунэ попала в тяжёлое положение и отступила. На следующий день союзники планировали добить Масамунэ, но вечером того же дня к Сатакэ Ёсисигэ прибыл гонец с известием, что в его владения вторгся противник. Сатакэ Ёсисигэ немедленно отправился домой. Союз лишился одного из основных участников. В результате Масамунэ сумел избежать полного разгрома.

Неудачи оттачивают мастерство и стимулируют ожесточение и одержимость в достижении цели.
Тяжёлые испытания, одержанные в битвах победы исключают слабость.
Победа после сильнейшего истощения, после раны говорит о многом.
Усталость ожесточает сердце.
Одиночество – это аристократично.
Давление – это хорошо.
Трудностям нужно быть благодарным.
Если человек может вынести натиск обстоятельств и возвыситься над ними, вот это человек!
© А. Р. Басов, «Дух Воина»

Сражение при Хитоторибаси закончилось для Масамунэ тяжёлым поражением, но ближайшее будущее показало, что у него ещё остались резервы. При Суриагэхара Масамунэ сумел разбить давнего врага своего клана – клан Асина. Стимулом выступить против клана Асина стал переход командующего Инавасиро Морикуни из лагеря Асина к Масамунэ. Масамунэ собрал своих союзников и выступил в сторону замка Ёнэдзава. Кампания началась серией операций против замков. Два замка – Акогасира и Такатама – Масамунэ взял, а затем отвёл свою армию к замку своего союзника Инавасиро. Когда ему стало известно о приближении армии Асина Ёсихиро, Масамунэ выступил навстречу во главе армии численностью 23000 человек. Армия дошла до равнины Суриагэхара. К моменту встречи в Ёсихиро оставалось не более 16000 солдат, поэтому на стороне Масамунэ было значительное численное превосходство. Авангарды вступили в бой около восьми утра. Поначалу солдаты Асины продвигались вперёд, разбив отряд Инавасиро Морикуни, шедшего впереди. Опытный дядя Масамунэ по имени Датэ Сигэдзанэ сумел быстро закрыть образовавшуюся брешь. Численное превосходство армии Датэ постепенно начинало сказываться. Солдаты Асина дрогнули и побежали. Тем временем был разрушен мост через реку Ницу, и многие солдаты Асина попали в западню. Началась резня. Некоторые попытались переплыть реку вплавь, но тонули под тяжестью доспехов. Датэ Масамунэ одержал блестящую победу, его воины собрали более 2300 голов.

Территории, которые Масамунэ сумел приобрести благодаря этой победе, увеличили владения клана Датэ до двух миллионов коку. Таким образом, Датэ стал третьим по богатству кланом в Японии. В 1590 году Тоётоми Хидэёси осадил замок Одавара, принадлежавший клану Ходзё. Хидэёси несколько раз призывал Масамунэ присоединиться к нему, но Масамунэ был занят тем, что пытался контролировать свою территорию на севере, поэтому не хотел ослаблять свою армию. Тем не менее, политический расклад в Японии всё больше прояснялся. Масамунэ понимал, что лучше всего встать на сторону победителя, поэтому уже был готов принять сторону Хидэёси. В это время Масамунэ обнаружил заговор против себя. Его предполагала отравить родная мать, которая находилась под сильным влиянием со стороны своего родного клана. На место Масамунэ заговорщики предполагали посадить его брата Кодзиро. Когда заговор раскрылся, Кодзиро казнили, а Масамунэ выступил к Одаваре. Но в результате задержки Масамунэ опоздал к штурму крепости. Опасаясь гнева Хидэёси, Масамунэ явился к нему одетым в белые одежды, свидетельствуя тем самым о своей готовности принять смерть. Хидэёси оценил жест и простил Масамунэ.

Триумф Хидэёси под Одаварой означал, что Япония объединена его мечом. Исключение составляли лишь территории на далёком севере. Понимая, что дальнейшее сопротивление бесполезно, Датэ Масамунэ присягнул Хидэёси на верность. Этот шаг позволил сохранить Масамунэ все его владения, но уже в статусе вассала. Его добровольное признание власти Хидэёси и показная лояльность уберегли Масамунэ, когда против него обвинения в мятеже выдвинул Гамо Удзисато. Снова Масамунэ предал себя в руки Хидэёси и снова выиграл. Укрепив свою политическую позицию, Масамунэ решил укрепить и военное положение. С этой целью он провёл на своих территориях «охоту за мечами», конфисковав у крестьян всё оружие. Популярности эта мера Масамунэ не прибавила, но власть укрепила.

Беспощадное отношение к собственной слабости и хладнокровное, снисходительное отношение к слабости внешнего мира – отличительное качество Господина.
Истинный Воин только телом – плоть, но внутри – меч!
И каждый день Господин куёт свой Дух, как меч, в горниле борьбы и испытаний, охлаждая его в холоде спокойствия ко всему, что не соответствует его сути.
Возвышай в себе то, что ведёт к Восхождению Духа.
Остальное пусть исчезнет, как пустая руда из выкованной стали.
© А. Р. Басов, «Книга Воина»

Как и большинство японских даймё, Датэ Масамунэ участвовал в Корейской экспедиции. К счастью для него, основная нагрузка легла на провинции на юге Кюсю, тогда как северные провинции, расположенные далеко от пункта сбора, приняли минимальное участие в кампании. Проходя по улицам Киото, маленькая армия Датэ компенсировала свою малочисленность цветастой внешностью. Очевидцы описывали великолепные доспехи и костюмы, в том числе высокие конические шлемы с золотой шнуровкой. Богатый Масамунэ мог позволить себе потратиться на эффектную экипировку для своих солдат. Отряд Масамунэ зачислили в резерв и оставили в Японии, поэтому потерь в начале кампании Масамунэ не понёс.


Фото с сайта: www.wukong.com

Армию Масамунэ перебросили в Корею только тогда, когда там сложилась критическая ситуация. Японцы отступали к Пусану – порту, захваченному в ходе великолепной десантной операции в самом начале кампании. В письме, посланном Датэ Масамунэ домой, сообщается, что от бери-бери умирают восемь человек из десяти. В другом письме, написанном тремя днями позже, сообщается, что многие умирают от воды, которая в Корее «не такая, как в Японии». Возможно, что имелась в виду холера или тиф.

Датэ Масамунэ понёс в Корее значительно меньше потерь, чем другие даймё. Он избежал затруднительного положения в сражении при Сэкигахара. Но ему не удалось отвертеться от осады Осаки в 1615 году. Осада Осаки продолжалась на протяжении всей зимы 1614 года, а затем состоялась решающая летняя кампания, в ходе которой были перерезаны коммуникации между Осакой и Нарой на юго-востоке. Здесь две реки сливаются у подножья цепи холмов, образуя естественный барьер, окружающий деревню Домёдзи. Это место имело богатую историческую традицию, так как здесь находилось несколько старых императорских гробниц, курганы и искусственные озера. В наибольшем кургане находились останки императора Одзина, которого обожествили как Хатимана – бога войны. Сражение при Домёдзи разыгралось среди гробниц, хотя участникам сражения почти ничего не было видно из-за густого тумана. Датэ Масамунэ сражался в авангарде армии Токугава. Сначала сражение складывалось против правительственных войск, пока выстрелом из аркебузы не был убит полководец повстанцев Гото Мотоцугу.

Момент битвы – это миг, когда на карту поставлено всё. Он окружён особым ореолом торжественности и соприкосновения с тайной. Союз воинов на грани жизни и смерти вызывает особый настрой духовной общности: всё несущественное исчезает, мысли обретают исключительную ясность, ход времени и окружающий мир воспринимаются в другом измерении. Нет страха смерти, есть интуитивное ощущение присутствия неведомого, особое состояние сознания. Это торжественный момент воплощения в действии бесконечных часов медитации, тысяч часов тренировок в искусстве меча. Это состояние неведомо и непостижимо для того, кто его не испытал.
Этот миг – квинтэссенция жизни самурая.
© А. Р. Басов, «Восхождение»

Последнее сражение летней кампании произошло неподалёку от Тоннодзи. В тот день Датэ Масамунэ держал своё знамя на левом фланге армии Токугавы, поэтому ему пришлось сыграть ключевую роль в сражении. Асано Нагаакира получил приказ зайти повстанцам во фланг, но по ошибке атаковал своих же союзников. Раздались крики об измене, хотя измены на самом деле не было. Ошибку удалось распознать, но в результате боевые порядки Токугавы смешались. Датэ Масамунэ носился на коне среди солдат, пытаясь навести порядок. Он сумел успокоить и вдохновить солдат, которые устремились в бой и одержали победу.

После Осаки Датэ Масамунэ сумел заняться укреплением своих владений.

Датэ Масамунэ заботился о своих подчинённых. В частности, его солдаты носили пуленепробиваемые доспехи, которые позднее получили название сэндай-до по названию столицы Масамунэ. Мы раньше упоминали о легендарном самообладании Масамунэ. Однажды, во время чайной церемонии, Масамунэ едва не выпустил из рук дорогую фарфоровую чашку. Он вздрогнул и воскликнул “Ах!”, но потом произнёс: “Я приучил себя не дрожать в самой гуще боя, не произносить лишних слов, и я же испугался разбить чашку только потому, что она стоит тысячи золотых слитков! Да не бывать этому!” С этими словами он с размаху швырнул чашку о камни.

Датэ Масамунэ умер в 1636 году. К тому времени он всеми считался мудрым управляющим и великолепным генералом. К тому времени эпоха самурайских войн закончилась, а сам Датэ Масамунэ был одним из последних представителей славной традиции. Спустя два года в Японии произошло восстание Симабара – мятеж крестьян на Кюсю, поднятый христианами. К тому времени японская армия уже настолько утратила боеспособность, что толпа практически безоружных крестьян сумела более года держаться против правительственных войск. Эпоха великих самурайских полководцев подошла к концу.

Можно принимать вызов судьбы, можно пытаться его не принимать. Но так или иначе мы даём свой ответ вызову, и это и есть тот фактор, который формирует нашу личность. Недальновидно пытаться принимать все вызовы, реагируя на них, как бык на красную тряпку. Мудрый понимает, что есть смысл принимать только те вызовы, которые нужны для восхождения, и их он обязательно принимает, но игнорирует мнимые «вызовы», которые вовлекут в повтор, который уже пройден, и возможно, отбросят далеко назад. Людям нравится заниматься тем, что у них хорошо получается, и, соответственно, они охотно принимают те вызовы, которые уже давно для них наработаны. Господин концентрируется на вызовах, находящихся на острие предела его возможностей. Полный внутреннего спокойствия и самодисциплины хладнокровной решимости, он методично ведёт осаду нужных ему целей. Так он переходит за грань самого себя.
© А. Р. Басов, «Книга Господина»

Датэ Масамунэ рано понял преимущества технического прогресса, достигнутого на Западе, и постарался не просто максимально ими воспользоваться, но и завязать контакты с неведомыми странами.

Поскольку Япония ещё не была «законодательно изолирована», он начал с того, что широко открыл свои владения для христианских миссионеров, а в 1613 году одного из них – падре Луиша Сотело, даже сумел освободить из заключения, куда того отправил Токугава Иэясу. Посаженных же вместе с ним нескольких христиан-японцев казнили.

Иезуиты довольно быстро освоились в районе Тохоку на севере Хонсю, обратив в новую веру немалое количество язычников. Масамунэ же хотел большего, скорее всего – независимости от Иэясу, которую ему мог принести только союз с кем-то значительно превосходившим нового властелина Японии по силе. Он приказал иезуитам построить по западным технологиям корабль, способный плавать в открытом море, и такой небольшой галеон был создан, получив имя «Хуан Батиста» (позже его стали называть «Датэ-мару»).

Масамунэ сделал ещё один радикальный шаг: послал свой новый корабль с посольством в Рим, специально составив послание папе Павлу V, оригинал которого дошёл до наших дней. Главой миссии из 180 человек был назначен Хасэкура Цунэнага; в их числе был и спасённый падре Сотело, которому теперь предстояло отрабатывать проявленное к ему милосердие.

Корабль с первым в японской истории посольством доплыл до места назначения, побывав на Филиппинах, в Мексике и в Испании. Сотело настоял, чтобы все японцы крестились в Мадриде перед тем, как в 1617 году предстать перед папой.

Проект Масамунэ – завязать торговые отношения с «Новой Испанией» (Мексикой) – оказался слишком дорогостоящим, и его не поддержали. Помимо этого, многие из членов миссии понимали те трудности (и опасность для своей жизни), с которыми им предстояло столкнуться по возвращении на родину, поэтому по крайней мере пятеро из них остались в Севилье. В настоящее время около 600 их отпрысков живут в Испании, нося фамилию «Хапон» («Япония»).

Иэясу также понимал значение контактов своей страны с Западом, но, находясь на вершине власти, оценивал их перспективы по-иному, нежели Масамунэ. Он издал несколько законов, запрещавших христианскую веру и пребывание миссионеров на японской земле, после чего жестоко расправился с теми, кто не подчинился его приказам. Сам Масамунэ никак не препятствовал гонениям на христиан в своих наделах (хотя по слухам его старшая дочь Ироха сама была тайной христианкой).

На этот раз он не смог спасти падре Сотело от рук Иэясу. Когда тот тайно прибыл в Японию на китайской джонке в 1622 году, его схватили и в пятидесятилетнем возрасте, продержав два года в тюрьме, сожгли заживо вместе с двумя францисканцами, доминиканцем и иезуитом. В 1867 году папа Пий IX причислил его к лику святых.

Масамунэ по-философски воспринял неудачу своих грандиозных планов, уйдя в эстетику и домостроительство: он принялся воздвигать замки и храмы, расширял городские границы, параллельно проявляя большой интерес к поэзии.

Воин никогда не бывает бессилен, он спокоен и чужд агрессии, но пребывает в постоянной готовности обнажить меч, если это необходимо, однако, помнит изречение Буси-До: “Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя, и другого”.
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»


Художник: Akira Mori

Неустрашимый, весь израненный в боях, с одним глазом, прикрытым цубой меча, Датэ Масамунэ до сих пор является любимым героем фильмов и комиксов в Японии как образец добродетелей Буси-До, удивительного сочетания доблести и милосердия.

 

Источники:

http://sengoku.ru/archive/library/history/personality/214044.htm
https://zen.yandex.ru/media/battlez/istoriia-odnoglazogo-drakona-otvajnogo-samuraia-i-polkovodca-5b066ce9d7bf2195a208c7b3
Тернбулл С. «Самураи», Москва, «АСТ», 2008 г.

 

Поделитесь статьей с друзьями:

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version