Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Блог

Датэ Масамунэ: памятники в городах Японии


Справедливость без сострадания, доведённая до крайности, превращается в жестокость; а милосердие, творимое без меры, без справедливости, становится слабостью.
Датэ Масамунэ


Статуя Датэ Масамунэ у замка Ивадэяма.


Датэ Масамунэ ( 5 сентября 1567 – 27 июня 1636) – один из величайших самураев, полководец, государственный и политический деятель, заставший смену периодов с Адзути-Момоямы на Эдо. Основатель города Сэндай и покровитель христианства в Японии. Его прозвали «Одноглазым драконом» ( докуганрю:) из-за отсутствия правого глаза, который он потерял после того, как переболел оспой.

Самурай обладал огромным чувством личной гордости.
Надменная гордость, осознание своей исключительности, обострённое чувство Чести совершенно естественны духу и поведению воина.
© А. Р. Басов, «Восхождение»

Датэ Масамунэ был наследником Датэ Тэрумунэ, который владел замком Ёнэдзава, стоявшего на территории современной префектуры Ямагата на севере Японии. Клан Датэ отличался честолюбием, но ему приходилось выживать в окружении врагов.

Смелость есть необходимое первоначальное качество для воина, но нередко только смелости мало для достижения победы. И это следует ясно понимать.
Идеальный Самурай должен быть бесстрашен и невозмутимо осмотрителен одновременно. Вероятно, эту грань Гармонии могут постичь только Великие. Развить в себе такую способность – есть огромный духовный Труд над собой, этого уровня «Идеала Буси-До» достигли очень немногие, но именно они должны быть великим Примером для нас потому, что именно они и есть – воплощённое истинное Буси-До!
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»

Бюст Масамунэ в г. Сэндай у Городского музея.

Неудачи оттачивают мастерство и стимулируют ожесточение и одержимость в достижении цели.
Тяжёлые испытания, одержанные в битвах победы исключают слабость.
Победа после сильнейшего истощения, после раны говорит о многом.
Усталость ожесточает сердце.
Одиночество – это аристократично.
Давление – это хорошо.
Трудностям нужно быть благодарным.
Если человек может вынести натиск обстоятельств и возвыситься над ними, вот это человек!
© А. Р. Басов, «Дух Воина»

Постепенно Датэ стал третьим по богатству кланом в Японии. В 1590 году Тоётоми Хидэёси осадил замок Одавара, принадлежавший клану Ходзё. Хидэёси несколько раз призывал Масамунэ присоединиться к нему, но Масамунэ был занят тем, что пытался контролировать свою территорию на севере, поэтому не хотел ослаблять свою армию. Тем не менее, политический расклад в Японии всё больше прояснялся. Масамунэ понимал, что лучше всего встать на сторону победителя, поэтому уже был готов принять сторону Хидэёси. В это время Масамунэ обнаружил заговор против себя. Его предполагала отравить родная мать, которая находилась под сильным влиянием со стороны своего родного клана. На место Масамунэ заговорщики предполагали посадить его брата Кодзиро. Когда заговор раскрылся, Кодзиро казнили, а Масамунэ выступил к Одаваре. Но в результате задержки Масамунэ опоздал к штурму крепости. Опасаясь гнева Хидэёси, Масамунэ явился к нему одетым в белые одежды, свидетельствуя тем самым о своей готовности принять смерть. Хидэёси оценил жест и простил Масамунэ.

Триумф Хидэёси под Одаварой означал, что Япония объединена его мечом. Исключение составляли лишь территории на далёком севере. Понимая, что дальнейшее сопротивление бесполезно, Датэ Масамунэ присягнул Хидэёси на верность. Этот шаг позволил сохранить Масамунэ все его владения, но уже в статусе вассала. Его добровольное признание власти Хидэёси и показная лояльность уберегли Масамунэ, когда против него обвинения в мятеже выдвинул Гамо Удзисато. Снова Масамунэ предал себя в руки Хидэёси и снова выиграл. Укрепив свою политическую позицию, Масамунэ решил укрепить и военное положение. С этой целью он провёл на своих территориях «охоту за мечами», конфисковав у крестьян всё оружие. Популярности эта мера Масамунэ не прибавила, но власть укрепила.

Военное облачение армии Датэ привлекало внимание. В современном языке стильные мужчины называются Датэ-моно (буквально "человек Датэ"), и термин "датэ" означает привлекательность.
На фото - фигурка, повторяющая доспех Датэ Масамуне.

Беспощадное отношение к собственной слабости и хладнокровное, снисходительное отношение к слабости внешнего мира – отличительное качество Господина.
Истинный Воин только телом – плоть, но внутри – меч!
И каждый день Господин куёт свой Дух, как меч, в горниле борьбы и испытаний, охлаждая его в холоде спокойствия ко всему, что не соответствует его сути.
Возвышай в себе то, что ведёт к Восхождению Духа.
Остальное пусть исчезнет, как пустая руда из выкованной стали.
© А. Р. Басов, «Книга Воина»

Как и большинство японских даймё, Датэ Масамунэ участвовал в Корейской экспедиции. К счастью для него, основная нагрузка легла на провинции на юге Кюсю, тогда как северные провинции, расположенные далеко от пункта сбора, приняли минимальное участие в кампании. Проходя по улицам Киото, маленькая армия Датэ компенсировала свою малочисленность цветастой внешностью. Очевидцы описывали великолепные доспехи и костюмы, в том числе высокие конические шлемы с золотой шнуровкой. Богатый Масамунэ мог позволить себе потратиться на эффектную экипировку для своих солдат. Отряд Масамунэ зачислили в резерв и оставили в Японии, поэтому потерь в начале кампании Масамунэ не понёс.


Статуя Масамунэ в г. Сэндай.

Момент битвы – это миг, когда на карту поставлено всё. Он окружён особым ореолом торжественности и соприкосновения с тайной. Союз воинов на грани жизни и смерти вызывает особый настрой духовной общности: всё несущественное исчезает, мысли обретают исключительную ясность, ход времени и окружающий мир воспринимаются в другом измерении. Нет страха смерти, есть интуитивное ощущение присутствия неведомого, особое состояние сознания. Это торжественный момент воплощения в действии бесконечных часов медитации, тысяч часов тренировок в искусстве меча. Это состояние неведомо и непостижимо для того, кто его не испытал.
Этот миг – квинтэссенция жизни самурая.
© А. Р. Басов, «Восхождение»

Датэ Масамунэ заботился о своих подчинённых. В частности, его солдаты носили пуленепробиваемые доспехи, которые позднее получили название сэндай-до по названию столицы Масамунэ. Мы раньше упоминали о легендарном самообладании Масамунэ. Однажды, во время чайной церемонии, Масамунэ едва не выпустил из рук дорогую фарфоровую чашку. Он вздрогнул и воскликнул “Ах!”, но потом произнёс: “Я приучил себя не дрожать в самой гуще боя, не произносить лишних слов, и я же испугался разбить чашку только потому, что она стоит тысячи золотых слитков! Да не бывать этому!” С этими словами он с размаху швырнул чашку о камни.

Датэ Масамунэ умер в 1636 году. К тому времени он всеми считался мудрым управляющим и великолепным генералом. К тому времени эпоха самурайских войн закончилась, а сам Датэ Масамунэ был одним из последних представителей славной традиции. Спустя два года в Японии произошло восстание Симабара – мятеж крестьян на Кюсю, поднятый христианами. К тому времени японская армия уже настолько утратила боеспособность, что толпа практически безоружных крестьян сумела более года держаться против правительственных войск. Эпоха великих самурайских полководцев подошла к концу.

Можно принимать вызов судьбы, можно пытаться его не принимать. Но так или иначе мы даём свой ответ вызову, и это и есть тот фактор, который формирует нашу личность. Недальновидно пытаться принимать все вызовы, реагируя на них, как бык на красную тряпку. Мудрый понимает, что есть смысл принимать только те вызовы, которые нужны для восхождения, и их он обязательно принимает, но игнорирует мнимые «вызовы», которые вовлекут в повтор, который уже пройден, и возможно, отбросят далеко назад. Людям нравится заниматься тем, что у них хорошо получается, и, соответственно, они охотно принимают те вызовы, которые уже давно для них наработаны. Господин концентрируется на вызовах, находящихся на острие предела его возможностей. Полный внутреннего спокойствия и самодисциплины хладнокровной решимости, он методично ведёт осаду нужных ему целей. Так он переходит за грань самого себя.
© А. Р. Басов, «Книга Господина»

Воин никогда не бывает бессилен, он спокоен и чужд агрессии, но пребывает в постоянной готовности обнажить меч, если это необходимо, однако, помнит изречение Буси-До: “Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя, и другого”.
© А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»

Статуя Датэ у замка Сэндай.

Неустрашимый, весь израненный в боях, с одним глазом, прикрытым цубой меча, Датэ Масамунэ до сих пор является любимым героем фильмов и комиксов в Японии как образец добродетелей Буси-До, удивительного сочетания доблести и милосердия.

 

Статью подготовила Т. А. Басова

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version