Японские хроники изобилуют сообщениями об ожесточенных сражениях японских воинов с различными варварскими племенами, описаниями битв и подвигов.
Археологические раскопки свидетельствуют, что примерно с III-IV века н. э. ориентация японского общества имела сильную военную направленность. Об этом свидетельствуют захоронения, где наряду с
мечами, копьями и другими видами оружия, находят культовые фигурки (ханива), изображающие воинов в панцирях и шлемах, прикрывающих голову и горло. Рука фигурки воина лежит на рукояти меча, будто
собираясь выхватить его. Вне сомнений, воинственный дух в Японии имеет еще более древние корни.
Возникновение военного сословия в любой стране всегда связано с двоякой миссией: поддержание существующего порядка внутри страны и отражение внешней угрозы или ведение экспансии. Япония
не была исключением.
Процесс становления самурайства как сословия был длительным и составил порядка пяти веков.
Картина Татьяны Басовой "Врата" (заказать картину или принт) | Все Картины
Долгое время Японии не угрожала опасность извне, и можно было со всей определенностью сказать, что военный класс Японии возник до угрозы ее появления. В те древние времена остро стояла другая проблема. Расширение земель японского государства шло за счет вытеснения других племен. Активная и методичная территориальная экспан- сия начинается с завершением формирования централизованного государства, датой образования которого считают 645 год. К этому времени, с некоторой
долей условности, можно отнести и начало становления класса самураев.
Процесс формирования сословия воинов стимулировался правительством, заинтересованном в расширении государства. С другой стороны, был элемент стихийности, как это всегда бывает в делах такого рода. Горячие головы, храбрые авантюристы, для которых риск и военная добыча были более привлекательными, чем рутина крестьянского труда и жизнь, полная нужды, стекались в поисках лучшей доли и большей степени свободы в приграничные области, где они находили дело своим беспокойным натурам в веселом и щекочущем нервы ремесле войны.
Русское казачество веками занималось тем же, отражая натиск кочевников и всевозможных завоевателей, создавая форпосты проникновения славянско- го мира в огромные просторы евроазиатского
материка.
Дружины японских воинов возглавлялись, как правило, старой военной аристократией или дворянами по оружию - храбрыми полевыми командирами, опиравшимися на свой личный авторитет и
выдвинувшихся благодаря своим незаурядным качествам. Железом и кровью завоевывали они жизненное пространство для своих потомков, щедро орошая своей и чужой кровью новые земли.
Самым воинственным и серьезным противником для них были племена айнов. Эта народность принадлежала к другой расовой группе. Внешне айны напо- минали австралийских аборигенов, но тело их было
сильно покрыто волосяным покровом. Айны были людьми крепкого телосложения и довольно высокого роста, их физическая сила и выносливость превосходили относительно низкорослых и менее физически крепких японцев.
Картина Татьяны Басовой "Духи Самураев" (заказать картину или принт) | Все Картины
Айны занимались в основном охотой, рыболовством и грабежом друг друга и соседей, были чрезвычайно свирепыми, вероломными и воинственными. Они были дики и “храбры, как барсы”, и не только не собирались уступать свои земли, но напротив, сами постоянно совершали опустошительные набеги на земли японцев и не давали им покоя ни днем, ни ночью. Они с пренебрежением относились к собственной жизни и в
случае поражения часто кончали с собой, их женщины убивали обственных детей, а потом - себя.
Воинственный дух айнов был очень силен, их отра- вленные стрелы были смертельны, и самураи погибали от малейшей царапины при их попадании.
Сами самураи не применяли отравленного оружия, хотя и сталкивались с ним постоянно. Они считали, что самураю не к лицу дух вероломства, ведь главное - прожить жизнь с честью. Смерть же
неизбежна, безразлично, когда она придет, но важно принять ее достойно.
Столкновения с айнами длились сотни лет, и самураи, наряду с победами, терпели сокрушительные поражения. Словом, айны держали самураев в постоянном напряжении и не давали ржаветь и покрываться пылью их оружию и доспехам. До XV века шла затяжная внутренняя война, когда, наконец, пал последний оплот айнов - остров Хоккайдо. Однако и враги приносят свою пользу: в огне испытаний этой войны креп дух самураев, обретая твердость и мощь.
Айны дали самураям то, что дали Риму войны с Карфагеном, с той существенной разницей, что Ганнибал научил римлян искусству современной войны, айны же лишь укрепили и сделали несгибаемым дух
японцев. Несмотря на военную ориентацию японского государства и великолепный класс воинов, в силу своей изоляции, они так и не смогли приобрести военное мышление, выходящее за рамки междоусобиц. Лишь Европа совершила качественный скачок в военном мышлении, поэтому впоследствии и завоевала весь мир.
Итак, захват новых земель, сопровождавшийся непрекращающейся войной, был одной из главных причин возникновения сословия самураев.
Территориальная экспансия одновременно вызывала необходимость у феодальных властителей иметь постоянные и хорошо подготовленные дружины для контроля над завоеванными областями. Вначале,
подчинение этих властителей и их дружин центральному правительству было жестким. Центр руководил действиями войск в провинции и финансировал их. Однако по мере расширения империи, императорский двор постепенно утрачивал контроль над провинциями: он переложил бремя забот и содержание дружин на плечи провинциальных феодальных домов, довольствуясь получаемыми доходами, все более отдаваясь искусству.
Таким образом, влияние провинциальных феодальных домов неуклонно возрастало, их подчинение императору, дому Фудзивара, с которым они были связаны кровными узами, становилось все более условным.
Аналогичные процессы происходили во многих странах, и русское государство, увы, как и Япония, испило эту горькую чашу до дна, имя ей - феодальная раздробленность и междоусобная братоубийственная война.
С начала X века скорость распада японского 53 государства стремительно
возрастает, центральное правительство постепенно теряет авторитет, власть
его становится все более шаткой. Сепаратистские мятежи следуют один за другим.
Зловещее предзнаменование, гибель в огне в 1052 году буддийской святыни, монастыря Хасэдзи, ознаме
новало начало эры “Конца Закона”*. К этому времени японцы уже целое столетие жили в смутном ожидании ужасных перемен...
Читайте продолжение в книге "Самурай: Восхождение" А. Р. Басова