Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Книги ||| Читать главы


Джон Китс: "Безжалостная красавица"

Для истинного рыцаря, исполненного подлинного благородства и душевной чистоты, возвышенная любовь к прекрасной даме являет собой высший Идеал, озаряющий путеводной звездой всю его жизнь и зовущий преодолеть оковы бренного мира и смело шагнуть в неизвестность вслед за своей возлюбленной, что нашло своё отражение в известной картине «Безжалостная красавица» (1890) выдающегося британского художника и иллюстратора Фрэнка Бернарда Дикси, за основу которой была взята сцена из одноимённой баллады английского поэта-романтика Джона Китса, повествующей об одиноком рыцаре с бледным лицом, бесцельно бродящим по бесплодной пустыне – с тех самых пор, как он повстречал странную девушку с дикими и безумными глазами. Безжалостная красавица увезла его за собой в волшебный грот эльфов, где безымянный рыцарь стал её пленником навеки, будучи не в силах противиться странным чарам непостижимых и ни на что не похожих глаз таинственной незнакомки:


Ввела меня в волшебный грот
И стала плакать и стенать.
И было дикие глаза
Так странно целовать.

***

Мне снились рыцари любви,
Их боль, их бледность, вопль и хрип:
La belle dame sans merci
Ты видел, ты погиб!
(Джон Китс «Безжалостная красавица», пер. В. Левика)


Даже самому неискушённому и далёкому от искусства человеку достаточного одного лишь беглого взгляда на это знаменитое полотно гениального живописца, дабы осознать, с каким священным трепетом и самозабвением взирает благородный рыцарь на встреченную им загадочную фею-эльфийку, ради любви которой он тотчас же готов пожертвовать не только собственной жизнью, но и своей бессмертной душой...

И с той поры мне места нет,
Брожу печален, одинок,
Хотя не слышно больше птиц
И поздний лист поблёк.
(Джон Китс «Безжалостная красавица», пер. В. Левика)

Помимо Дикси образом таинственной и загадочной La Belle Dame sans Merci в разные годы вдохновлялись и другие, не менее известные и талантливые художники-прерафаэлиты: Артур Хьюз, Генри Мейнелл Рим, Джон Уильям Уотерхаус, Фрэнк Кадоган Купер, Уолтер Крейн, каждый из которых вносил свою лепту в трактовку сюжета и образа безжалостной красавицы из бессмертной баллады Китса. К примеру, на картине «Прекрасная дама, не знающая милосердия» (1926) Фрэнка Кадогана Купера мы видим уже бездыханного рыцаря, лежащего в зарослях маков, символизирующих вечный сон в объятиях Морфея, и сидящую рядом с ним прекрасную фею, которая уже сделала своё «чёрное дело» и забрала у безымянного воина не только его любящее сердце, но и жизнь:


И убаюкала меня,
И на холодной крутизне
Я всё забыл в глубоком сне,
В последнем сне.
(Джон Китс «Безжалостная красавица», пер. В. Левика)


Однако далеко не всё так просто в сюжете знаменитой баллады Китса и созданных на её основе полотен знаменитых художников, как может показаться на первый (и при том весьма поверхностный) взгляд, и у сказочной истории любви странствующего воина и волшебной девы есть и другие, куда более мрачные интерпретации. Так, согласно одной из них, в образе таинственной и манящей эльфийки нетрудно усмотреть смерть, повстречавшуюся рыцарю на его пути и своими чарами уведшую его за собой – в мир теней и духов, где вскоре воин сам обратился в такого же бледного призрака, бесцельно бродящего по дорогам в гордом одиночестве. Согласно другой трактовке уже сам бледный и измождённый рыцарь символизирует смерть, обречённую на вечные скитания в краю холмов, а свою историю автору баллады рассказывает его неупокоенный призрак, поддавшийся чарам сверхъестественного существа и несущий за это вечное наказание.


Но как бы там ни было на самом деле, всё это нисколько не умаляет пронзительной лиричности и возвышенности литературного произведения Джона Китса, а вместе с ним и созданных на его основе картин, воспевающих высший тип любви, превосходящей всё бренное и земное, и переносящей на своих невидимых крыльях того, чьё сердце и душу она единожды озарила, в иные и более тонкие сферы и плоскости Бытия.

И разве не о такой любви во все времена и эпохи втайне мечтал каждый достойный мужчина, чьё сердце и душа ещё не утратили способность видеть, слышать и воспринимать Прекрасное – уводящее вас за грань унылой повседневности и бессмысленной суеты к тому самому, прекрасному и недостижимому, Идеалу, ради которого можно пожертвовать всем?

Автор статьи: Alex Berg

 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version