Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Книги ||| Читать главы

Страна Ямато

А. Р. Басов

В чем Японии
Островов раскинутых Спросишь ты, душа?
В солнце утра на горах
Вишен блещущих цветы.

Норинага

Самим Провидением Японии была уготована особая судьба. В бескрайнем голубом небе здесь раньше,  чем  где  бы  то  ни  было,  как  считают  японцы, восходит Солнце. Живописный гористый ландшафт, покрытый лесами, прорезанный узкими долинами, спускающимися к морю, создает особое очарование. Прекрасный, благодатный климат, теплый и влажный, с мягким и контрастным изменением времен года, без жесткого  пагубного воздействия зимы.
Величественные горы, вид которых заставляет задуматься о многом, и море, окружающее со всех сторон тысячи гористых островов, защищающее своим бескрайним пространством и непредсказуемостью этот мир и дающее ему жизнь.
Эдем со своими райскими горестями и страданиями. Сильнейшие землетрясения, извержения вулканов,
тайфуны и наводнения заставляют не забывать о мимолетности  и уязвимости  жизни,  быть в достаточной мере фаталистом и поверить в карму.
Никто не может дать однозначный ответ о происхождении предков современных японцев, хотя этнически они уникальны. Наиболее вероятна версия о синтезе полинезийской и монголо-тунгусской рас и проникновении этих племен на Японские острова в доисторические времена.

Процесс формирования японской нации длился многие тысячелетия и, вероятно, имел продолжительный период частичной ассимиляции с местными племенами с последующим периодом постепенного их вытеснения и тотального уничтожения, направленного с юго-запада на северо-восток.
Современная наука не обладает исчерпывающей информацией, позволяющей сделать достоверные выво ды по этой проблеме. Жизнь племен в доисторических сумерках остается загадкой, они жили и умирали, но мы знаем о них очень немного. Ясно, что это были примитивные, малочисленные человеческие сообщества, генезис которых выразился в создании древней японской цивилизации и государства. О них мы можем судить уже с гораздо большей достоверностью, и мышление исследователя здесь не упирается в тупик неведения.


Легендарная традиция относит основание японского государства  к 660 г. до н.э. и связывает его с первым  божественным  правителем  - императором Дзимму. Генеалогическое дерево первого легендарного правителя Японии берет начало от богов. Дзимму был сыном Нигири - первого бога, спустившегося на зем- лю и принявшего образ смертного человека, ставшего прародителем всей японской нации. Нигири, в свою очередь, приходится любимым внуком бессмертной небожительницы, богини Солнца Аматерасу, самой почитаемой и могущественной в пантеоне богов Синто.
Таким образом, в Стране Восходящего Солнца, Японии, возникло правление бессменной, непрерывной династии императоров - живых богов и людей в одном лице, находящихся под особым покровительством своих божественных предков. Благодаря своему божественному происхождению, исключительно императорская фамилия обладает особыми сакральными связями с богами и ведет свою страну по Пути Богов, указанному свыше. Это положение стало краеугольным камнем древнейшей религии Японии, Синто (“Пути Богов”), и до сих пор является основой японского мировоззрения.


Согласно Синто, боги создали мир из хаоса. Они наделили его порядком и гармонией. И этот мир - Япония. Все остальные страны и народы - порождение не японских богов. Япония - обособленный, самодостаточный и совершенный из миров.
Этот мифологический фундамент имел весьма глубокие последствия в дальнейшем построении здания японской истории, придавая ему уникальный колорит, цельность, силу и уязвимость одновременно. Он стал тем несгибаемым стержнем, вокруг которого вращается весь японский мир. Однако это самосознание и естественная географическая изоляция не помешали японцам быть восприимчивыми к влиянию других культур.
В те далекие времена Японские острова находи- лись на культурной периферии мира и, в сравнении с гигантской цивилизацией Китая и дочерней ей Кореей, являлись отсталыми во всех планах.
Как губка воду, впитывали японцы более высокоразвитую цивилизацию. Это проникновение было повсеместным и многогранным. Попав на японскую почву, семена китайской цивилизации дали всходы, но по мере роста они претерпевали  трансформацию  и дали другие плоды.
Исторически 645 год нашей эры принято считать датой образования унитарного японского государства.
Ему предшествовал долгий период синтеза влияния китайской цивилизации и местной традиции, жесто-
кой борьбы группировок придворной знати.
Клан Сога, ведущий свое происхождение от знатных корейских эмигрантов и занимавший ведущее положение в экономике страны, в 587 году в битве у горы Сити разгромил другой могущественный придворный клан местного происхождения - Мононобэ, составлявший  личную  гвардию   императора.  Вся  высшая  знать состояла в родстве с царствующим домом, и это было вечным клубком противоречий, интриг и заговоров.

Придя к власти, клан Сога начал активную кампанию по развалу родового строя и устройству общества в соответствии с конфуцианскими канонами сильного, хорошо организованного единого государства, управляемого из центра.
Религиозной основой новой власти стал буддизм, бывший вначале лишь конфессией небольшой секты дворцовой аристократии. Сога всемерно способствовали усилению влияния буддизма и его распространению. При их правлении были построены сотни храмов и монастырей, им были переданы обширные земельные владения, которым предоставлялся налоговый иммунитет.
Эти действия преследовали двоякую цель: создать себе надежную опору в лице новой религии и макси мально  ослабить  влияние  старых  могущественных кланов: военной аристократии Мононобэ и Отомо, высшей придворной знати - клана Сумэраги и клана высших синтоистских жрецов Накатомибэ.


Клану  Сога  удалось  самое  главное  - усилить прокитайскую тенденцию развития страны и придать ей непреодолимую историческую инерцию, определившую дальнейший ход развития Японии. Эта тенденция сохранилась и усилилась даже после того, когда после полувекового доминирования Сога были уничтожены в 644 году в результате заговора старин- ных японских кланов, взявших реванш за свое прошлое поражение.
Время власти Сога стало переломным моментом столкновения исконной японской языческой религии Синто и крупнейшей религии мирового масштаба - Буддизма. В то же время это была эпоха победы мудрости стройной социально-политической доктрины  Конфуция,  сменившей  патриархальную простоту  раннеяпонского  общества.  Этот конфликт закончился  синтезом  старого и нового,  понимание которого  составляет  исключительно  важный  аспект мировоззрения  и духа  класса  воинов  Японии  - самураев...

Читайте продолжение в книге "Самурай: Восхождение" А. Р. Басова

 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version