В чем Японии
Островов раскинутых Спросишь ты, душа?
В солнце утра на горах
Вишен блещущих цветы.
Норинага
Самим Провидением Японии была уготована особая судьба. В бескрайнем голубом небе здесь раньше, чем где бы то ни было, как считают японцы, восходит Солнце. Живописный
гористый ландшафт, покрытый лесами, прорезанный узкими долинами, спускающимися к морю, создает
особое очарование. Прекрасный, благодатный климат, теплый и влажный, с мягким и контрастным
изменением времен года, без жесткого пагубного воздействия зимы.
Величественные горы, вид которых заставляет задуматься о многом, и море, окружающее со всех сторон
тысячи гористых островов, защищающее своим бескрайним пространством и непредсказуемостью
этот мир и дающее ему жизнь.
Эдем со своими райскими горестями и страданиями. Сильнейшие землетрясения, извержения вулканов,
тайфуны и наводнения заставляют не забывать о мимолетности и уязвимости жизни, быть в
достаточной мере фаталистом и поверить в карму.
Никто не может дать однозначный ответ о происхождении предков современных японцев, хотя этнически
они уникальны. Наиболее вероятна версия о синтезе полинезийской и монголо-тунгусской рас и проникновении этих племен на Японские острова в доисторические времена.
Процесс формирования японской нации длился многие тысячелетия и, вероятно, имел
продолжительный период частичной ассимиляции с местными племенами с последующим периодом
постепенного их вытеснения и тотального уничтожения, направленного с юго-запада на
северо-восток.
Современная наука не обладает исчерпывающей информацией, позволяющей сделать достоверные выво ды
по этой проблеме. Жизнь племен в доисторических сумерках остается загадкой, они жили и
умирали, но мы знаем о них очень немного. Ясно, что это были примитивные, малочисленные
человеческие сообщества, генезис которых выразился в создании древней японской цивилизации и
государства. О них мы можем судить уже с гораздо большей достоверностью, и мышление
исследователя здесь не упирается в тупик неведения.
Легендарная традиция относит основание японского государства к 660 г. до н.э. и
связывает его с первым божественным правителем - императором Дзимму. Генеалогическое
дерево первого легендарного правителя Японии берет начало от богов. Дзимму был сыном Нигири -
первого бога, спустившегося на зем- лю и принявшего образ смертного человека, ставшего
прародителем всей японской нации. Нигири, в свою очередь, приходится любимым внуком бессмертной
небожительницы, богини Солнца Аматерасу, самой почитаемой и могущественной в пантеоне богов Синто.
Таким образом, в Стране Восходящего Солнца, Японии, возникло правление бессменной, непрерывной
династии императоров - живых богов и людей в одном лице, находящихся под особым покровительством
своих божественных предков. Благодаря своему божественному происхождению, исключительно
императорская фамилия обладает особыми сакральными связями с богами и ведет свою страну по Пути
Богов, указанному свыше. Это положение стало краеугольным камнем древнейшей религии Японии, Синто
(“Пути Богов”), и до сих пор является основой японского мировоззрения.
Согласно Синто, боги создали мир из хаоса. Они наделили его порядком и гармонией. И этот мир -
Япония. Все остальные страны и народы - порождение не японских богов. Япония - обособленный,
самодостаточный и совершенный из миров.
Этот мифологический фундамент имел весьма глубокие последствия в дальнейшем построении здания
японской истории, придавая ему уникальный колорит, цельность, силу и уязвимость одновременно. Он
стал тем несгибаемым стержнем, вокруг которого вращается весь японский мир. Однако это самосознание
и естественная географическая изоляция не помешали японцам быть восприимчивыми к влиянию других
культур.
В те далекие времена Японские острова находи- лись на культурной периферии мира и, в сравнении с
гигантской цивилизацией Китая и дочерней ей Кореей, являлись отсталыми во всех планах.
Как губка воду, впитывали японцы более высокоразвитую цивилизацию. Это проникновение было
повсеместным и многогранным. Попав на японскую почву, семена китайской цивилизации дали всходы,
но по мере роста они претерпевали трансформацию и дали другие плоды.
Исторически 645 год нашей эры принято считать датой образования унитарного японского государства.
Ему предшествовал долгий период синтеза влияния китайской цивилизации и местной традиции, жесто-
кой борьбы группировок придворной знати.
Клан Сога, ведущий свое происхождение от знатных корейских эмигрантов и занимавший ведущее положение в экономике страны, в 587 году в битве у горы Сити разгромил другой могущественный
придворный клан местного происхождения - Мононобэ, составлявший личную гвардию
императора. Вся высшая знать состояла в родстве с царствующим домом, и это было вечным клубком противоречий,
интриг и заговоров.
Придя к власти, клан Сога начал активную кампанию по развалу родового строя и устройству общества в
соответствии с конфуцианскими канонами сильного, хорошо организованного единого государства,
управляемого из центра.
Религиозной основой новой власти стал буддизм, бывший вначале лишь конфессией небольшой секты
дворцовой аристократии. Сога всемерно способствовали усилению влияния буддизма и его распространению. При их правлении были
построены сотни храмов и монастырей, им были переданы обширные земельные владения, которым
предоставлялся налоговый иммунитет.
Эти действия преследовали двоякую цель: создать себе надежную опору в лице новой религии и макси
мально ослабить влияние старых могущественных кланов: военной аристократии Мононобэ и
Отомо, высшей придворной знати - клана Сумэраги и клана высших синтоистских жрецов Накатомибэ.
Клану Сога удалось самое главное - усилить прокитайскую тенденцию развития страны и
придать ей непреодолимую историческую инерцию, определившую дальнейший ход развития Японии. Эта
тенденция сохранилась и усилилась даже после того, когда после полувекового доминирования Сога были
уничтожены в 644 году в результате заговора старин- ных японских кланов, взявших реванш за
свое прошлое поражение.
Время власти Сога стало переломным моментом столкновения исконной японской языческой религии Синто
и крупнейшей религии мирового масштаба - Буддизма. В то же время это была эпоха победы мудрости
стройной социально-политической доктрины Конфуция, сменившей патриархальную простоту раннеяпонского общества. Этот конфликт закончился синтезом старого
и нового, понимание которого составляет исключительно важный аспект мировоззрения и
духа класса воинов Японии - самураев...
Читайте продолжение в книге "Самурай: Восхождение" А. Р. Басова