МОРИХЭЙ УЭСИБА
Картина Татьяны Басовой "Уэсиба Морихэй" (заказать картину или принт) | Все Картины
В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Нанести поражение означает поражение нашего собственного противоречивого ума.
– Уэсиба Морихэй
Основатель айкидо Уэсиба Морихэй (1883–1969), также известный как О-Сэнсэй («Великий учитель»), ещё при жизни сумел воплотить в себе черты поистине уникальной и в чём-то даже мистической личноcти, напоминающей о давно минувшей эпохе Богов и Героев. Айкидо в качестве эффективной системы самообороны было создано Уэсибой на основе элементов сразу нескольких традиционных японских единоборств: Дайто-рю Айки-дзюцу, кэн-дзюцу и дзё-дзюцу; а его основным принципом стало использование силы и агрессии противника против него же самого. Само название «Айкидо» (???) состоит из трёх иероглифов: «Ай» (?)– единение, гармония; «Ки» (?)– духовная сила; «До» (?)– путь.
Соединив отдельные элементы известных ему единоборств с новым образом мышления, Уэсиба создал особое искусство, кардинально отличающееся от многих других боевых искусств и по праву считающееся самым трудным их них. Уэсиба искренне верил в огромный потенциал своего детища и считал, что айкидо предназначено для гармонизации и просветления не только одного лишь японского народа, но и всего человечества.
Многочисленные ученики и последователи Уэсибы во всём мире помнят его как выдающегося Мастера боевых искусств, чья практика айкидо вывела его на качественно новый уровень – от искуссного Воина, обладающего филигранной техникой ведения боя, к моральному и философскому познанию глубинной сути айкидо как пути к мировой гармонии в столь несовершенном и агрессивно настроенном окружающем мире.
Уэсиба Морихэй был от Природы очень слабым юношей, но с очень сильным самурайским чувством чести, уязвлённым тем, что он слаб, что слаб его отец, которого шантажируют. И вот Уэсиба решил стать сильным. И он достиг своей цели, стал великим бойцом. Но став им, он многое постепенно пересмотрел в своей жизни… Первоначальный мотив стать сильным, войти в паритет с давлением окружающего мира и превзойти его стал пройденным этапом, после которого начался этап истинного Будо, когда главным приоритетом становится духовное развитие личности – тогда, когда насилие уже кажется примитивным, даже ложным мотивом. Поэтому Будо и говорит об идеале Воина как миролюбивом и мудром, прекрасный пример чего и дал великий Уэсиба Морихэй. Именно на этом этапе искусство Воина приобретает высочайшее, поразительное Мастерство.
Для Воина высокого уровня Посвящения главным становится сам процесс постижения Бытия, становление своей гармонии в резонансе с Гармонией Вселенной. Поэтому Воин совершенствует себя в эстетическом восприятии мира, в ощущении Прекрасного, Любви к Миру, в ощущении себя в Потоке, где живут Истины, Потоке Божественного, того, что и называется Путём в подлинном понимании.
Именно поэтому Уэсиба и говорит о Ай-ки – Энергии Гармонии – как о «внутреннем стиле» своей Школы, Любви к Истине, к Вселенной. Это бытие в созвучии с ними, бытие в их Энергии. В этом и суть метода введения себя в такое состояние, чтобы через тебя мог действовать Бог. В Чистоте, в отсутствии страха и агрессии, когда душа в Потоке Света, это становится возможным.
Это мироощущение, разумеется, не было «изобретением» Уэсибы Морихэя, а является сутью любого истинного Будо, но он сделал очень многое, чтобы донести это понимание до людей. Уэсиба, как Мастера до и после него, вышел за грань агрессии и примитивного страха и приобщился к истинному Миру Силы.
– А. Р. Басов, «Цветы Сакуры»
МАСУТАЦУ ОЯМА
Картина Татьяны Басовой "Масутацу Ояма" (заказать картину или принт) | Все Картины
Жизнь человека обретает славу и силу тогда, когда она шлифуется в процессе преодоления трудностей.
– Ояма Масутацу
Мастер Масутацу Ояма (1923–1994), широко известный как Мас Ояма, за свою жизнь стал настоящей легендой и основал один из популярнейших в мире стилей каратэ. Он был корейцем по национальности, а японское имя Мас Ояма (????) Мастер выбрал себе не зря: его можно перевести как «Преумножающий свои достижения, подобно высокой горе». И достижения эти были поистине грандиозными.
Ещё в детстве будущий Мастер изучал китайские боевые искусства, а также освоил древний стиль ушу «Восемнадцать рук». В возрасте пятнадцати лет он покинул свою историческую родину и переехал в Китай, а затем в Японию. Его учителем и наставником был знаменитый Мастер Гогэн Ямагути, у которого Ояма перенял систему длительных и изнуряющих тренировок в горах. Закончив интенсивные самостоятельные тренировки, Ояма начал активно выступать на различных турнирах и соревнованиях. Он с лёгкостью одерживал победы над многими известными боксёрами и профессиональными борцами, и даже ухитрялся убивать быков голыми руками. С 1946 года Ояма преподавал каратэ, а спустя десять лет создал собственную систему – стиль каратэ Киокушинкай (Кёкусинкай), что в переводе с японского означает «Общество высшей истины» (???). Он основал и возглавлял до самой своей смерти Международную организацию Киокушинкай (IKO), которая насчитывает несколько миллионов последователей во всём мире. Таким образом, великий мастер сумел достигнуть поставленной перед самим собой цели, основав и популяризировав свой контактный стиль каратэ.
Сталь создаётся огнём и тысячами ударов. Только так выковывается меч. Воин должен быть готов к испытаниям, он должен прилагать огромный труд, чтобы достичь мастерства. Боевое искусство есть способ духовного самосовершенствования. Таков Путь Воина.
Отрабатывая приёмы, повторяйте их мысленно. И так тысячи раз. Постепенно вы перестанете думать, но начнёте понимать. Тогда они войдут в бессознательное и станут вашим достоянием.
Масутацу Ояма говорил:
“Боевое искусство начинается с тысячи дней тренировок, но мастерство приходит лишь через десять тысяч дней. ... Помни всегда, что в Боевом искусстве доверие и благодарность получат великую награду”.
– А. Р. Басов, «Дух Воина»
ДЗЁКО НИНОМИЯ
Картина Татьяны Басовой "Дзёко (Йоко) Ниномия" (заказать картину или принт) | Все Картины
Успех заключается в постановке одной цели единомоментно и постепенном прогрессе, с постоянным повышением планки. Задуманное никогда не сбудется, если говорить или думать о нём без соответствующих действий. Делайте понемногу каждый день, и вы достигнете поставленной цели.
– Ниномия Дзёко
Мастер Дзёко (Йоко) Ниномия (появился на свет 27 янв. 1954 г. в японском городе Яватахама), начав свой путь с Киокушинкай и став бронзовым призером I-го Чемпионата Мира (1975) и чемпионом Японии (1978) по этому стилю, впоследствии основал собственное направление каратэ: Эншин (Энсин) каратэ-до, пользующееся популярностью во всём мире, в том числе и в России.
Название «Эншин» представляет собой сочетание иероглифов «незаконченный круг» и «сердце». Как известно, метод Сабаки (тай-сабаки, перестановка тела), активно использующийся в Эншин, предполагает опредёленные «круговые» движения для перемещения в слепую зону противника во время его атаки, но название стиля также предполагает постоянное физическое и духовное совершенствование, у которого нет предела, как и у незаконченного круга.
Без постоянного совершенствования нельзя стать Мастером. Неведение можно преодолеть, если настойчиво учиться. Пока не совладаешь со своей врождённой глупостью, никогда не станешь мудрым. Если настойчиво практиковать и совершенствовать своё мастерство, то вы постигаете мудрость своего искусства. Если настойчиво заниматься, глупость исчезает, а на её месте возникает мудрость.
Недостаточно просто настойчиво тренировать своё тело, совершенствовать технику… Необходимо нечто большее – необходимо изменить своё сознание – это самое главное!
– А. Р. Басов, «Дух Воина»
ХАЯСИДЗАКИ СИГЭНОБУ
Картина Татьяны Басовой "Иайдо" (заказать картину или принт) | Все Картины
Иай является тренировкой души с помощью меча. Освобождать меч, а не извлекать – вот путь к победе!
Наиболее известные ныне стили иайдо появились на свет в Японии в конце периода Сэнгоку и начале мирной эпохи Токугава, а восходят они к одному человеку – Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу (1542–1621), часто именуемому «отцом иай». Согласно распространённой легенде, он намеревался отомстить за убийство своего отца, но не мог рассчитывать на победу в открытом поединке с куда более зрелым и опытным мастером меча. Проведя достаточно долгое время в длительных и изнурительных тренировках в храме Хаясидзаки, Дзинсукэ сумел постичь технику мгновенного выхватывания меча и, бросив вызов убийце, зарубил его прежде, чем тот успел достать свой меч. Так и возникло иайдо – искусство мгновенного освобождения меча из ножен и стремительной, внезапной атаки.
Название «Иайдо» происходит от фразы «цунэ-ни иттэ кю-ни авасу», что можно перевести следующим образом – «где бы ты ни был, должен всегда (быть готов) мгновенно реагировать». Из данного выражения были заимствованы два первых иероглифа: «иттэ» – одна из форм глагола «иру» и «авасу» – глагол, образованный от «ай».
Сам Хаясидзаки именовал свой стиль «Синмэй мусо-рю». У него было много учеников и последователей, чему во многом способствовало его путешествие по стране («муся сюгё»). На закате жизни, когда ему было около семидесяти лет, он отправился во второе странствие, откуда уже не вернулся. Храм Хаясидзаки-дзиндзя в префектуре Ямагата (на севере Японии) ныне посвящён иайдо.
Когда месть неизбежна, кровь врага более свята, чем слёзы тысячи Будд. Катана рассечёт врага или тебя самого, начертав кровью самый важный иероглиф в жизни Самурая – «Честь».
***
Стилю Хаясидзаки учились даймё – князья, а позднее и сам военный правитель – сёгун, их приближённые и телохранители. Этот стиль стал элитарным боевым искусством и даже более того – удар-молния стал своего рода знаком высочайшего воинского мастерства и власти знатных Воинов.
– А. Р. Басов, «Восхождение»
Поделитесь статьей с друзьями:
Цитируется по серии книг "Самурай" А. Р. Басова |
|
Уважаемые господа!
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда.
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.
ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства.
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.