Известные цитаты из
"Книги пяти колец" Миямото Мусаси
"Ты можешь научиться управлять своим телом и превратить его в страшное оружие, а после долгих тренировок обратишь в оружие и самый свой дух. Когда ты достигнешь этого состояния, не будет ли это означать, что ты непобедим?"
"С духом открытым и несвязанным, смотри на вещи с высокой точки зрения. Ты должен взращивать свои мудрость и дух. Оттачивай свой ум: понимай меру общественной справедливости, различай добро и зло, изучай Пути различных искусств один за другим."
"Путь стратегии – это путь Природы. Когда ты почувствуешь силу природы, ощущая ритм каждой ситуации, ты будешь способен наносить удары и атаковать противника естественно. Вот – Путь Пустоты."
Татьяна Басова,
"Медитация Миямото Мусаси"
"Когда мне исполнилось тридцать лет, я оглянулся на свое прошлое и понял, что своими победами никак не обязан Стратегии. Возможно, бойцовский талант был дарован мне волей Неба. Возможно, учения других школ были несовершенны. Как бы там ни было, несмотря на очевидные успехи на боевом поприще, я не успокоился и продолжал тренироваться с утра до вечера, пытаясь найти Принцип, и пришел к пониманию Пути Стратегии к пятидесятилетнему возрасту. "
"Использование более короткого "длинного меча" не есть истинный Путь побеждать.
В старые времена слова "тачи" и "катана" означали длинный и короткий мечи. Мужи превосходной силы могут с легкостью управляться даже с очень длинным мечом, так что им незачем любить короткий меч. Они также используют преимущество длины копий и алебард. Некоторые бойцы пользуются более коротким мечом с намерением подскочить и заколоть противника неожиданно, когда он размахивает длинным мечом. Эта склонность дурна. "
"Если будешь тренироваться достаточно упорно, сможешь добиться сокрушительной мощи удара."
"Смерть – самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты живёшь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на неё, если думаешь о себе как о мёртвом, слившись с идеей Пути Воина, то будь уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои обязанности как должно."
"Не делай ничего бесполезного."
"Когда ты сошёлся в схватке, борешься за победу и понимаешь, что не можешь взять верх, слейся с противником, стань с ним единым целым. Ты можешь победить, подобрав и применив необходимый приём, когда вы переплелись друг с другом… Часто можно одержать уверенную победу благодаря умению сливаться с неприятелем, а будь вы разобщены, шанс на победу был бы утрачен."
"Трудно двигать тяжёлые вещи, толкая их «в лоб», поэтому ты должен «шатать углы»."
"Противник может быть поражён на поверхности, но не побеждён глубоко внутри себя… Такое часто случается."
"Всё может пасть. Дома, тела и враги надламываются, когда их ритм приходит в беспорядок."
"Используя мудрость Стратегии, думай о войсках неприятеля, как о своих собственных солдатах. Когда ты смотришь на врага так, ты можешь двигать им по своему желанию, можешь вести его. Ты – генерал, твой враг – твой солдат. Овладей этим."
"Плотник в работе имеет общий план строения, Стратег, подобно ему, имеет план битвы."
"Если атакуешь быстро и бездумно, не зная состояния духа врага, твой ритм будет нарушен и ты не сможешь победить. Если, наоборот, наступаешь слишком медленно, то не сможешь воспользоваться паникой противника, и благоприятный случай будет упущен. Ты должен побеждать, в удобный момент настигая неприятеля, не давая ему ни малейшей надежды на восстановление сил. "
"Если враг думает о горах, атакуй, как море; если он думает о море, атакуй, как гора."
"Под высоко поднятым мечом – ад, заствляющий тебя дрожать. Но двигайся вперёд и обретёшь землю счастья."
"Стремись быть похожим на Гору Фудзи, с настолько широким и прочным основанием, что сильнейшее землетрясение не сможет сдвинуть тебя, и таким высоким, что величайшие предприимки объединившихся людей казались незначительными с твоей точки зрения. С умом, высоким, как гора Фудзи, ты сможешь видеть всё ясно. И ты сможешь увидеть все силы, которые определяют события, а не только то, что происходит рядом."
"Наблюдая за духом противника, мы можем заставить его думать: «Здесь? Там? Так? Этак? Медленно? Быстро?» Победа обеспечена, когда враг пойман в ритм, который озадачивает его дух."
"Конечная цель всех боевых искусств – отсутствие необходимости использовать их..."
"Для достижения Пути стратегии в качестве воина тебе следует полностью изучить другие боевые искусства и не отклоняться даже на немного от Пути воина. С уравновешенным духом, накопляй практику день за днём, час за часом. Полируй обоюдоострые сердце и ум, оттачивай обоюдоострые восприятие и зрение. Когда твой дух не будет омрачён ни в малейшей степени, когда последние облака недоумения исчезнут, тебе откроется истинная Пустота."
"Восприятие – сильно, а зрение слабо. В стратегии важно видеть отдалённые вещи, как если бы они были близкими, и отдалённо смотреть на близкие вещи."
"Если ты понял, что силы равны, отбрось те способы, которые ты применял ранее, и побеждай противника способами, которых он не ожидает."
В 1612 году на острове, впоследствии названном Ганрюдзима, произошла официальная дуэль (в присутствии высокопоставленных должностных лиц сёгуната) между двумя великими фехтовальщикми - Миямото Мусаси ( 1584 — 13 июня 1645) и Сасаки (Ганрю) Кодзиро (1585 -1612) (основатель стиля Ган-рю), в результате которой последний был смертельно ранен, а сам Мусаси едва избежал смерти.
В декабре 2002 года двум легендарным воинам на острове установили памятник, запечатлевший решающий миг смертельной схватки.
Ниже фото, посвященные другим памятникам Сасаки (Ганрю) Кодзиро.
Кодзиро имел длинный список побед на дуэлях и был виртуозным фехтовальщиком. Скорее всего хитроумному Мусаси удалось вывести Кодзиро из психологического равновесия, благодаря чему он и одержал победу. Сам Мусаси, после смерти Кодзиро, сожалел о гибели столь великого мастера.
Татьяна Басова,
"Медитация Миямото Мусаси"
Культ восхищения и прославления мгновенного удара как высочайшего достижения духа, великолепнейшего искусства, которое даже выше добра и зла, стал традиционным в средневековой Японии.
Совершенный удар - это Просветление, а эта категория находится за границей человеческих представлений...
Мусаси увидел в руках у девушки цветок и, мгновенно выхватив меч, отрубил кончик его стебля. Конечно, девушка была шокирована, но Мусаси было совершенно не до нее: он буквально застыл в любовании срубленного стебля.
Дело было в том, что Мусаси увидел в руках у девушки не просто цветок: по характеру среза он понял, что цветок срубил выдающийся Мастер Меча - срез был идеальным. Настолько идеальным, что Мусаси не смог сдержать нахлынувшего восхищения и не заполучить столь бесценное сокровище незамедлительно...
Мусаси как зачарованный любовался ударом Мастера и сокрушался, что ему еще далеко до его совершенства…
Мусаси переменил свою жизнь и стал другим человеком. Постепенно он все более отходил от пути насилия. Он не желал поступать на службу. Всячески избегал ненужных поединков и даже порой бежал от них, из-за чего его репутация не раз ставилась под сомнение недалекими людьми.
Совершенствуя себя как меч Духа, Мусаси научился вещам, ранее неведомым ему. Иногда он расплачивался за постой статуэткой святого, вырезанной собственными руками, или картиной. Некоторые из них сохранились до сих пор и ценятся очень высоко.
Он жил очень скромно, отдавая все свое время совершенствованию духа и искусству владения мечом, которые есть одно. Настало время, когда у него уже не было противников, потому что они чувствовали, что его нельзя победить.
Однажды господин спросил у Мусаси:
- Что означает "Тело словно скала"?
Мусаси ответил:
- Пожалуйста, велите позвать моего ученика Тэрао Рюмасукэ.
Когда Тэрао явился, Мусаси велел ему немедленно покончить жизнь вскрытием живота. Тэрао уже занес меч, но тут Мусаси остановил его и сказал господину:
- Вот что такое "Тело словно скала".
Его домом стала заброшенная хижина на берегу ручья. Он жил, любуясь Природой, сочиняя стихи, в прекрасном состоянии философского "не-деяния", перемежая его практикой совершенствования меча, который стал для него символом Духа, а не убийства.
Так прошли долгие годы или промелькнули как миг…
Волосы Мастера стали совсем белыми, как и его душа.
Однажды его ученик наблюдал, как пожилой мастер перебирается по скользким камням через ручей, и за вечерним чаем попросил построить небольшой мостик для Учителя.
Мусаси хмуро посмотрел на него:
"Зачем он мне? Преодолевать трудности полезно. Суждено ли мне вообще пройти по нему – неизвестно. Не следует тратить жизнь на то, без чего можно обойтись…" – сказал он, сделав последний глоток, и перевернул чашку…
Воин должен стремиться сохранять неизменно спокойным свой дух и чистым, непредвзятым свой разум: скользкая дорога страстей приведет его в внутреннее состояние, подобное аду, и Путь его будет омрачен ошибками, которые возможно было бы избежать. Чего бы это ему ни стоило, Воин не должен служить злу, иначе он не Воин, а его антипод - насильник и убийца.
Идеальный Воин достает свой меч только когда бездействие приведет к нарушению Дхармы.
В сосредоточенном одиночестве самурай должен медитировать и постичь утверждение Дзэн:
«Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых.
Солнце светит без цели кого-то согреть.
Нашедший себя - подобен солнцу».
Когда Воин достигает Чистоты – он становится истинным.
Уважаемые господа!
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда.
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.
ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства.
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.
Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!
Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.