Сайт Алексея Басова и Татьяны Басовой

Главная ||| Блог

Уэсуги Кэнсин: «Дракон из Этиго»

(в конце статьи указаны источники некоторых материалов)

Те, кто держится за жизнь, – умирают, а те, кто не боится смерти, – живут.
Всё решает дух!
Постигнете дух, овладейте им, и вы поймёте,
что есть в вас нечто превыше жизни и смерти – то, что в воде не тонет и в огне не горит.

– Уэсуги Кэнсин


Уэсуги Кэнсин портрет даймё дракон из эчиго


Уэсуги Кэнсин был четвёртым сыном известного самурая Нагао Тамэкагэ из провинции Этиго, изначально он носил имя Торатиё, позднее – Нагао Кагэтора. С 7 до 14 лет Кагэтора обучался в монастыре. В это время его отец умер, и между старшими братьями началась борьба за власть в клане, в которой победителем оказался старший сын Тамэкагэ, Нагао Харукагэ. В 14 лет Кагэтора, найдя поддержку у феодала Усами Садамицу, бросил вызов старшему брату и через три года разбил его войска.
Усами Садамицу и многие знакомые его покойного отца убеждали молодого сына Нагао отправиться в Этиго и сразиться со старшим братом. Казалось, что Харукагэ не доказал свою состоятельность как эффективный или воодушевляющий лидер, и его ошибки в управлении вылились в ситуацию, когда вся провинция чуть ли не разваливалась по частям.
Как рассказывает история, сам Кагэтора поначалу сопротивлялся идти против собственного брата, но потом был наконец убеждён, что так будет лучше для выживания Этиго. За счёт серии обязательств (сделок), проведённых им самим и Усами Садамицу, Кагэтора смог силой вырвать власть над кланом из рук Харукагэ в 1547 году. Судьба Харукагэ неизвестна, но, как утверждают некоторые источники, ему позволили жить, согласно другим – он был вынужден совершить харакири.
Когда молодому Кагэторе исполнилось 15 лет, он начал службу в замке Точно. Здесь он участвовал в отражении атаки повстанцев, заслужив высокую репутацию. В 17 лет он стал главой клана, а через три года подчинил всю провинцию Этиго. В возрасте 19 лет Кагэтора получил от своего отца в наследство замок Касугаяма. Теперь он был полноправным и уважаемым человеком, но по-прежнему оставался вассалом клана Уэсуги. Но дела его господина находились в глубоком упадке, поэтому Кагэтора придумал план, который позволил бы ему в один прекрасный день придти к власти.
И тут ему пришлось столкнуться с другим великим самураем – Такэдой Сингэном. Встречаясь много раз в бою, лучшие полководцы столетия прониклись друг к другу глубоким уважением. Кагэтора преклонялся перед стратегическим искусством Сингэна, а тот, в свою очередь, не мог не восхищаться благородством Кагэторы.

Пять раз герои сражались друг с другом (в 1553, 1555, 1557, 1561, 1564 годах) у маленького местечка Каванакадзима, но никто из них не смог победить, хотя некоторый перевес имел чаще Сингэн. Это был принципиальный спор за лавры первого стратега Японии.
Более десятилетия противостояние этих выдающихся стратегов
было похоже на поединок великих шахматных гроссмейстеров.
История противостояния этих двух героев представляет собой своего рода духовную дуэль, соединённую, как это всегда было у самураев, с реальной волей к борьбе.

© А. Р. Басов, «Восхождение»

Четвёртая битва при Каванакадзиме, произошедшая в 1561 году, была настоящим кровавым сражением. В ходе сражения Кагэтора с обнажённым мечом кинулся на Сингэна, сидевшего на походном стуле. На вопрос, о чём он думает перед смертью, Сингэн сложил изящное стихотворение и отразил удар меча железным веером.
Уважение, которое Кагэтора и Сингэн испытывали друг к другу, лучше всего иллюстрируется знаменитой «историей с солью». Поскольку владения Сингэна находились в горах, он мог получать соль, только поддерживая постоянные хорошие отношения с семейством Ходзё. Во время одной из кампаний при Каванакадзима родная провинция Такэды – Каи – была отрезана Ходзё от поставок соли. Тогда Кагэтора, глубоко возмущённый таким поступком, отправил в Каи несколько обозов соли из своих запасов, передав при этом, что он воюет мечом, а не солью. Кстати, и глава злейших врагов Кагэторы, Ходзё Удзиясу (1515–1571), говорил: «Кэнсин – это единственный, кто, согласившись однажды что-то сделать для вас, выполняет свои обязательства, невзирая на себя самого... Если бы мне суждено было завтра умереть, Кэнсин был бы тем единственным человеком, кого бы я попросил позаботиться о моей семье». Во времена тотального предательства и убийства из-за угла такие отзывы многого стоили! Впрочем, Кагэтора имел и более приземлённые цели. Нагао были потомственными вассалами знаменитой фамилии Уэсуги. В 1551 году в Этиго бежал глава этого рода Уэсуги Норимаса, наголову разбитый войском Ходзё. Кагэтора оказал ему тёплый прием, и Норимаса отблагодарил его усыновлением. Так Нагао Кагэтора превратился в Уэсуги Кагэтора, главу несуществующего рода и наследственного правителя области Канто – Канто канрэй.


В 1559 году он совершил поездку в Киото, где подтвердил новую фамилию и титул у сёгуна Асикага Ёситэру, и в знак благосклонности получил иероглиф из имени сёгуна, став Уэсуги Тэрутора. Новое имя продержалось недолго – в 1561 году он принял монашество и стал Уэсуги Кэнсином. Монахом, правда, Кэнсин остался весьма воинственным – в том же году совершил глубокий рейд по тылам Ходзё, осадил их столицу Одавара, но из-за недостатка продовольствия через два месяца осаду снял, вернулся в Этиго и тут же ввязался в 4-ю, самую кровавую, битву при Каванакадзима. С упорством, достойным восхищения, он каждый год совершал походы против Ходзё, пытаясь подтвердить своё право на равнину Канто. В конце жизни ему пришлось скрестить копья с новым диктатором Японии, Ода Нобунагой, но Кэнсин, обученный в битвах с великим Сингэном, без труда разбил почти вдвое превосходящую армию Нобунаги в битве на реке Тэдоригава в провинции Кага. Это случилось в ноябре 1577 года. Несмотря на численное превосходство армии Нобунага, Кэнсин смог победить на поле брани. Армия Оды Нобунаги выдвинуалсь к замку Нанао в провинции Ното, осаждённому Кэнсином. Кэнсин встретил армию Нобунаги на берегу реки Тедоригава. Он выдвинул вперёд отряд, который должен был симулировать разделение его армии на две части. Увидев это, Нобунага решился на лобовую атаку через реку. В результате произошло одно из классических ночных сражений в истории Японии. Сначала он отказался вступать в битву с  Нобунагой, пока не начался сильный дождь, нейтрализовавший пехотные соединения Нобунаги. Вынужденный делать поспешное отступление, Шибата перегруппировался с основными частями Нобунаги. Тогда Кэнсин использовал уловку времён своего противостояния с Такэдой Сингэном: он притворился, что, послав вперёд небольшое подразделение для атаки основных соединений Нобунаги с тыла, дал своему врагу отличную возможность разбить его оставшиеся силы. Нобунага захватил приманку. Армия Нобунаги атаковала ночью, ожидая встретить ослабленного поражением противника, а вместо этого на них обрушилась вся военная мощь Кэнсина.
В битве при Тэдоригаве войска «Дракона из Этиго» одержали блестящую победу над войсками Нобунаги, превосходившими их по численности в полтора раза. Правда, мнения историков о масштабе и значении этой битвы расходятся. Есть даже мнение, что битвы как таковой не было, поскольку о ней не сохранилось почти никаких сведений, а многие авторитетные источники вообще умалчивают об этом сражении или указывают, что после того, как Нобунага потерял почти четвёртую часть своей армии, он отправился в провинцию Оми, не вступая в дальнейшую борьбу с Кэнсином. А сам Кэнсин в это время довольствовался строительством нескольких укреплённых фортов в провинции – перед тем, как вернуться к себе в Этиго. Так или иначе, зимой 1576–1577-х годов Кэнсин собрал большую армию, надеясь развить и закрепить свой успех в войне против Нобунаги.
Однако этому не суждено было случиться. В апреле 1578 года в своей уборной Уэсуги Кэнсин перенёс апоплексический удар и через четыре дня после этого умер. Его смерть пришлась как нельзя кстати для Оды Нобунаги, поэтому многие предполагали, что на самом деле великого «Дракона из Этиго» убил подосланный лазутчик – ниндзя. Истории о том, как ниндзя незаметно пробрался в уборную и умертвил свою жертву, уже давно и прочно вошли в японский фольклор. Кроме военных талантов, Кэнсин обладал поэтическим даром и неукротимой тягой к спиртному, которое, возможно, и подорвало его здоровье. Он никогда не был женат и не имел детей, да и женщины им не особо интересовались; о причинах этого можно только догадываться. Даже когда он был в Киото, где придворные дамы довольно часто настолько приходились по вкусу приезжим даймё, что уезжали уже в качестве их жён, Кэнсину не приглянулась ни одна из них. Но не следует забывать, что в то время и женственного вида мужчина считался таким же привлекательным, как суровый буси с замашками деревенского завоевателя.
Нельзя упустить и то, что сёгун Асикага настолько доверял Кэнсину, что позволял ему свободно разгуливать по женской половине своего замка. А Кэнсин, в свою очередь, с превеликим удовольствием общался там с матерью и сёстрами сёгуна.
Он объявил себя истовым верующим и почитателем Бисямонтена и отказался от плотских удовольствий, в то время, как многие другие даймё, славившиеся своей религиозностью, без зазрения совести предавались разврату со всеми женщинами, которые только попадались им под руку.
Несмотря на всё вышесказанное, у Уэсуги Кэнсина было два приёмных сына, которых он воспитывал как наследников. После смерти Кэнсина между его сыновьями началась борьба за власть, которая закончилась победой Уэсуги Кагэкацу. Кагэкацу был сыном родной сестры Кэнсина, то есть фактически племянником. Второй приёмный сын – Кагэтора – происходил из рода Ходзё.
Таким образом, «Дракон из Этиго» был грозным соперником и последним полководцем, стоявшим на пути Оды Нобунаги, а его смерть открыла дорогу к абсолютной власти людям совершенно иного склада.



Я никогда не знал, как выигрывать от начала до конца, но знал лишь о том, как не оказаться последним в любой ситуаци.
– Уэсуги Кэнсин

Кэнсин, как и другие даймё эпохи Сэнгоку, имел свои отряды «синоби но моно» (ниндзя). Ему одно время служил знаменитый мастер ниндзюцу Като Дандзо. Кэнсин также уделял большое внимание военной разведке: этим занимался подчинявшийся ему корпус ниндзя (так называемые нокидзару).О них упоминается в знаменитой энциклопедии ниндзюцу эпохи Токугава «Бансэнсюкай» (676-й год). Нокидзару неоднократно побеждали синоби Такэды и Го-Ходзё.

Умирая, Кэнсин оставил миру следующие стихотворные строки (дзисэй):

Моя жизнь была полна славы и процветания,
Как одна чарка, наполненная саке.
Эти 49 лет моей жизни прошли как сон одной ночи.
Я не знаю, что есть жизнь, как и смерть.
Ни раем, ни адом меня уже не смутить,
В лунном сиянии стою непоколебим –
Ни облачка на душе...

 




В статье использованы некоторые материалы с сайтов:
http://www.liveinternet.ru/users/3587471/post193210591
http://ciwar.ru/dalnij-vostok/samurai-940-1561/uesugi-kensin-1530-1578/
http://www.wikiwand.com/ru/%D0%A3%D1%8D%D1%81%D1%83%D0%B3%D0%B8_%D0%9A%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BD
http://minnakiri.sengoku.ru/docs/ken.htm

 


Больше про Уэсуги Кэнсина
можно почитать в книгах серии "Самурай"
А. Р. Басова

Поделитесь статьей с друзьями:

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным. В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.

ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 





Я не заблужусь...
Северная Звезда сияет во мраке...
Дорога в Вальхаллу пряма, как меч, и всегда передо мной!!!

Copyright 2000-2015 Alexey R. Basov, Tatiana Basova. All rights reserved.

Подписывайтесь на нас:
FacebookLivejournalDeviantartVKontakteVKontakteVKontakteYouTube

English version