Уникальный властитель Киото (в том смысле, что он не принадлежал ни к старой родовой аристократии, ни к «корню сёгуна», ни тем более к императорской фамилии) Ода Нобунага родился в 1534 году (3-й год эпохи Тэмбун) в семье Ода Нобухидэ, даймё из провинции Овари. Он был третьим сыном своего отца, но ему повезло быть первым законным наследником рода Ода. В два года он стал владельцем замка Нагоя. Нобунага с детства вёл жизнь воина. Он посвящал всё своё время военным занятиям, проводил омовения в любые холода, часто лишал себя сна и был неприхотлив в еде. Он закалял свой дух и развивал стратегические способности. Также он был общителен и милосерден. Но никогда не спускал оскорбления. Больше всего он интересовался странными игрушками привезёнными из Европы. Нобунага любил диковинные вещи и вёл себя очень эксцентрично, за что был прозван «большим дураком из Овари» (овари но ооцукэ). Уже в двенадцать лет он проходит церемонию совершеннолетия в замке Фуруватари и получил имя Ода Сабуро Кадзусаносукэ Нобунага, а в семнадцать получает титул главы рода, но это право у него пытался отнять брат Нобуюки. Во времена войн с родным братом, прославившись как блистательный воин и проницательный дипломат, Ода Нобунага становится одержим идеей объединения всей Японии и личной безграничной власти. Мечта о единоличной власти, не ограниченной ни императорскими чиновниками, ни правительством сёгуна, являлась не меньшим стимулом к его бурной военной деятельности. С этого времени вся жизнь знаменитого и ещё юного самурая стала войной, оставшейся в истории под названием Сэнгоку Дзидай – Эпоха сражающихся провинций.
При помощи своего покровителя – самурая Хиратэ Масахидэ – в 1548 году он женится на дочери Сайто Досана. В 1549 году Нобунага создаёт союз со своим тестем в храме Сётоку-дзи. Если верить легендам, во время этой встречи Сайто Досан был настолько поражён силой духа Нобунага, что предсказал скорую гибель своего рода от рук зятя.
В 1551 году умирает отец Нобунаги – Ода Нобухидэ. Возглавивший род Ода Нобунага не имел авторитета среди соплеменников, и большинство сторонников отца Нобунаги ушли от него из-за его странного поведения. Отрекшиеся от законного наследника, во главе с Хаяши Митикацу и Шибатой Кацуиэ переметнулись к его младшему брату Нобуюки, который тоже имел виды на титул главы рода. На сторону претендента встали многие знаменитые и старейшие самураи. Но не все сторонники его отца оставили нашего героя. Некоторые вассалы смогли разглядеть в юном Нобунаге будущего властителя всея Японии и гениального стратега. Среди оставшихся сторонников был ряд влиятельных самураев, таких как Мори Ёшинари, Сасса Нарисаса и Кавадзири Хидэтака.
Также Нобунаге пришла неожиданная поддержка в лице вассалов только что умершего тестя. Большая армия Нобунаги легко справилась с бунтовщиками-братьями в битве при Ино в 1556 году.
После пленения заговорщиков Ода, по просьбе матери, простил всех участников бунта во главе с младшим братом Нобуюки. Однако неугомонный Нобуюки через год попытался поднять новое восстание, но был предан своим военачальником, впечатлённым воинским мастерством Нобунаги в битве при Ино. Ода заманил Нобуюки в ловушку и в этот раз убил младшего брата без сомнений и без сожаления. Последние сомневающиеся в праве Нобунаги возглавить род были разгромлены в 1559 году. После этого он взял под полный контроль земли провинции Овари. Историки подозревают, что именно в это время в голове Нобунаги («дурака из Овари») и зародилась мысль об объединении Японии.
Однако до начала объединения Японии Ода пришлось ещё раз доказывать своё умение громить врагов. В мае 1560 года во владения рода Нобунаги вторглась двадцатипятитысячная армия Имагавы Ёсимото, главы провинции Суруга. Но, верный заветам «буси-до», Ода Нобунага сохранял хладнокровие. Армия Нобунаги оказывала ожесточённое сопротивление, но её численность не превышала 5 тысяч человек. Авангард армии врага под командованием Мацудайры Мотоясу захватил ряд пограничных крепостей. Однако Ода Нобунага и здесь нашёл выход из тяжёлого положения – под прикрытием внезапно обрушившегося полуденного дождя он обошёл основные силы Имагавы с тыла и атаковал центральный штаб противника. Целью этой отчаянной вылазки было обезглавить огромную армию. Войска Имагавы не были готовы к бою и начали отступать, воины Нобунаги преследовали бегущих врагов. Во время погони самураи Хатори Сёхэйта и Мори Синсукэ добыли голову Имагавы Ёсимото. Узнав про гибель главнокомандующего, остальные части войск противника поспешно отступили к провинции Суруга. Таким образом, воины Нобунаги одержали блистательную победу, прославив имя своего отчаянного, но небывало талантливого полководца.
Эта битва прославила на всю Японию имя Оды Нобунаги. Также это укрепило его власть и влияние в своих владениях, что обеспечило ему завоевание и других земель, так как все самураи из них перебегали под флаги «Бога Войны». Любопытно, что после этой знаковой в своём роде битвы Нобунага никогда не применял данную стратегию.
А самое интересное – это появление на политической карте Японии нового независимого клана Токугава. Этот клан сыграет весьма серьёзную роль в жизни Японии на следующие двести лет.
После битвы при Окэхадзаме, воспетой в многочисленных поэтических произведениях и принёсшей славу Нобунаге, потерпевший поражение род Имагава сильно ослабел. Токугава Иэясу отнял у него провинцию Микава (префектура Айти). В 1562 году Токугава Иэясу заключил союз с Нобунагой и начал войну с родом Имагава, постепенно поглощая западные владения бывшего сюзерена. В свою очередь, подписание договора с Иэясу сняло военное напряжение в южных землях провинции Овари и предоставило возможность Нобунаге сосредоточиться на войне с родом Сайто, который владел провинцией Мино. Заручившись письменным завещанием своего бывшего союзника Сайто Досана, завещавшего перед смертью свои владения Нобунаге, а не собственному сыну Сайто Ёситацу, Нобунага в 1567 году (10-м году эпохи Эйроку) захватил главную цитадель Сайто, замок Инабаяма и завладел провинцией Мино. Он перенёс свою резиденцию в этот замок, переименовав его в «Гифу». С момента захвата провинции Мино, Оду Нобунага стал использовать печать с надписью «Тэнка фубу» (распространение военного владычества по всей земле), которая стала девизом его политики объединения Японии.
В результате дворцовых интриг и длительных войн Ода Нобунага блистательно завоёвывает столицу Киото и помогает стать пятнадцатым сёгуном своему соратнику Асикага Ёсиаки. Тот предлагает Нобунаге пост заместителя, но наш герой отказывается, не желая стеснять себя административной работой, и возвращается в замок Гифу. Свергнутый род Миеси попробовал взять реванш в январе 1569 года, воспользовавшись отсутствием Нобунаги и атаковав киотский замок сегуна. Однако это наступление было отбито расквартированными в столице силами Нобунаги под командованием Акэти Мицухидэ и войсками союзника Адзаи Нагамасы. В этом же году Нобунага захватывает провинцию Исэ и берёт под свой протекторат почти всю центральную часть Японии.
С этого времени начинается обострение отношений с сёгуном Асикага Ёсиаки. Ода совершил неудачный поход на провинцию Этидзэн, закончившийся отступлением благодаря предательству одного из союзников. В то же время Асикага Ёсиаки начинает тайно формировать коалицию для уничтожения набирающего небывалую мощь Оды Нобунаги. Многочисленные враги, однако, вели несогласованную политику и были постепенно разбиты великим полководцем. Знаковой можно назвать расправу Нобунаги над взбунтовавшимися монахами в крепости Нагасима, в тылу его войск.
Проявив свои дипломатические способности и использовав авторитет императора, Ода заключил временный союз с Асакурой и Адзаи, и в июне 1571 года атаковал монастырь Энряку-дзи. В этой осаде Нобунага проявил ещё одну сторону своей многогранной личности – беспримерную жестокость по отношению к врагам. В стенах монастыря самураями Нобунаги были безжалостно убиты около трёх тысяч монахов, женщин и даже детей. Сам же монастырь, являвшийся жемчужиной традиционной буддистской архитектуры, был сожжён им дотла. За сожжение величайшего буддистского храма Ода Нобунага получил прозвище «Демон-повелитель Шестого Неба».
Сёгун Асикага Ёсиаки призвал на помощь Такэду Сингэна. Род Такэда славился своими воинами на всю Японию, и сёгун с нетерпением ожидал их в столице. В январе 1573 года войска Сингэна разбили союзные силы Иэясу и Нобунаги под командованием Токугавы Иэясу в битве на плато Микатагахара. Иэясу, потеряв почти всё войско, едва сумел вырваться из окружения и бежать в свой замок. Успехи Такэды Сингэна на восточном фронте подбодрили внутренних врагов Нобунаги - несколько феодалов столичного округа во главе с сёгуном Асикагой Ёсиаки подняли против Нобунаги свои войска. Но победа пришла к Нобунаге совершенно неожиданно, можно сказать по велению небес – умер Такэда Сингэн – самый опасный его враг. Тогда Нобунага нанёс свой первый удар по мятежному сёгуну, в июле того же года захватив его замки Нидзе и Макиносима. Изгнание Ёсиаки из Киото ознаменовало конец сёгуната Муромати. Ещё в течение многих лет изгнанник Ёсиаки рассылал тайные письма, пытаясь свергнуть Нобунагу.
В декабре 1575 года Нобунага передал титул главы клана Ода и замок Гифу своему сыну Нобутаде, но оставил за собой все реальные рычаги власти. Нобунага построил себе новый замок в Адзути. В течение следующих семи лет Ода продолжал тушить пожары мятежей, с завидным постоянством вспыхивающие то в одной части страны, то в другой. В марте 1582 года было покончено и с родом Такэда. В руки Нобунаги перешли провинции Кодзукэ, Синано и Каи. «Демон-повелитель Шестого Неба» вновь мог наслаждаться всей полнотой власти.
Пал великий герой в результате предательства своих союзников, перехвативших его во время похода против клана Мори. Войска Акэти Мицухидэ, якобы выдвигавшиеся для борьбы с Мори, внезапно окружили и разбили силы Нобунаги близ храма Хонно-дзи. Нобунага, охраняемый только небольшим числом телохранителей и слуг из числа свиты, проиграл битву. Раненый пулей в левую руку, он долго отбивался от врагов нагинатой, пока не укрылся во внутренних покоях горящего храма, где, верный заветам подлинных самураев, блистательный правитель и прославленный военачальник ушёл из жизни единственным достойным способом – совершив сэппуку. Его труп сгорел вместе с храмом. Так погиб первый из трёх объединителей Японии. Его организаторское мастерство, его тактическое чутьё и, прежде всего, его умение использовать технологические новинки, выдвигает его в первый ряд японских полководцев. Нобунага отличался безжалостностью к противнику. Он обычно казнил пленных, единственное исключение было сделано для гарнизона Исиямы Хонгандзи, который добился для себя почётной капитуляции. В остальных случаях Нобунага, не колеблясь, казнил своих противников тысячами. Его насильственная смерть положила конец полной насилия жизни.
Если бы волнение приносило плоды, стоило бы всю жизнь провести в смятении. Глупо всеми силами взращивать дерево, которое не принесёт ни плодов, ни цветов, даже тени в жаркий день не даст. Лишь трезвый ум плодотворен.
– Ода Нобунага
Противоречивая фигура, неукротимый правитель, которого в одно время считали эксцентричным дурачком, а в другое – богом войны. Знаток военной хитрости и воинского искусства, он покорил страну восходящего солнца и вписал своё имя в историю этой страны. Он прошёл сложный путь, для одних он был героем, для других же он был безжалостным врагом. Многие до сих пор не придут к единому мнению, и в одних историях он предстаёт как герой – объединитель страны, в других же он – злодей и коварный завоеватель.
За период своего неформального правления Нобунага совершил как ряд положительных, так и отрицательных поступков. Из положительных было, например то, что он ввёл в массовое употребление огнестрельное оружие (в бою при Нагасино 10 тысяч аркебузеров – 30 % войска Оды Нобунаги решили исход боя в его пользу). Во-вторых, он впервые в мире применил бронированные корабли в морской войне против княжества Сацума, которое современники называли «империей в империи». Также он убрал множество поборнических налогов и урегулировал денежное обращение (запрет обменных операций, в которых рис выступал в качестве единицы обмена).
Из негативных моментов можно выделить жестокое отношение к своим союзникам и нетерпимость к врагам, которая граничила с безумием. И почти что полное отрицание японской культуры. Увлечённость Нобунаги Европой и изобретениями иностранных учёных давала свои плоды. Также на его совести полное уничтожение некоторых кланов и храмов.
Многие учёные и востоковеды по сей день расходятся во мнении, кто же такой Ода Нобунага. Да и сами японцы тоже не имеют единого мнения на этот счёт. Например, в некоторых произведениях он изображается как монстр, который уничтожает всё и вся, а в других – патриотом, который объединил свою страну и улучшил её в некоторых аспектах. Как бы оно ни было на самом деле, но одно нельзя опровергнуть совершенно точно: «безумный» Ода Нобунага оставил слишком глубокий след в истории Японии и является самой значимой фигурой эпохи воюющих провинций.
Примечательно, что будучи известным и признанным военачальником, Ода Нобунага был так же и удачливым администратором. Для воплощения своих планов Нобунага активно сотрудничал с португальскими торговцами и иезуитскими миссионерами, за что получал значительные скидки во время покупки европейского огнестрельного оружия. Кроме того, казну Нобунаги пополнял доход от успешной восточноазиатской торговли, развитой им в родовой провинции Овари. Свою внутреннюю политику Ода Нобунага строил без традиционных ссылок на авторитет императорского двора, правительства сёгуна и главное, авторитет буддистских монастырей, к тому времени укрепившихся настолько , что некоторые из них контролировали целые провинции и содержали собственные вполне боеспособные вооружённые формирования. Конфликт Нобунаги с буддистским духовенством стал основой для появления как первой, так и второй «антинобунагской коалиции».
Стабильная государственная система даёт диктатору временный выигрыш, но эта же система ведёт Гордых к гибели; хищники, запертые в её клетке, мельчают и вырождаются, теряют жизнеспособность, военная аристократия обретает свою трагическую судьбу. Она погибает, и на смену ей приходит ничтожное племя буржуа.
Пока же Ода Нобунага был прекрасен. Как молодой, полный сил снежный барс, бросался он на своих хищных собратьев, и кипела битва, и алая кровь героев расточалась щедро и непомерно.
Бесстрашный Владыка Ода Нобунага жил с мечом в руке и погиб от меча. В 1582 году он со свитой слуг совершенно неожиданно был окружён в небольшом киотском храме Хоннодзи войсками своего взбунтовавшегося вассала Акэти Мицухидэ. Нобунага принял неравный бой, героически сражался и, израненный, совершил харакири в пылающем храме...
Нобунага признавал только один закон – право силы. На личной печати Нобунаги было выгравировано: «Империей правит сила».
© А. Р. Басов, «Восхождение»